Специфика познания в социально-гуманитарных науках
Гуманитарный вестник
# 4·2017 3
introspecto — смотреть внутрь) — это наблюдение человека за соб-
ственной духовной жизнью, анализ собственных переживаний (самона-
блюдение).
Интроспекция позволяет получать знание о собственном
сознании, душе. Если бы не было интроспекции, люди не могли бы по-
нять, что такое сознание, как, например, человек, от рождения слепой,
не знает, что такое цвета.
Эмпатия
(от греч. ἐν — «в» и πάθος — чувство) — проникновение
во внутренний мир другого человека, переживание его мыслей и чувств
как
своих собственных. Естественно, непосредственное соприкоснове-
ние сознания одного человека с сознанием другого не происходит.
Большой опыт общения, сходные эмоции у единомышленников, пере-
несенные совместно трудности и опасности, оказанная взаимная под-
держка позволяют чувствовать настрой души другого человека. Эмпа-
тия основывается на
симпатии
(от греч. συμπάθεια — внутреннее рас-
положение, влечение)
—
сочувствии, внутреннем расположении к кому-
либо, положительной бессознательной эмоционально окрашенной
оценки другого человека на основе позитивного опыта общения с ним.
Симпатия позволяет одному человеку чувствовать свою общность с
другим. На основе этой общности можно понять другого человека, как
бы проникнуть в его душу. Антипатия, напротив, мешает взаимопони-
манию. Интроспекция и эмпатия — это специфические методы соци-
ально-гуманитарных наук. В науках о природе они не используются.
Указанные методы роднят социально-гуманитарные науки с искус-
ством, где интроспекция и эмпатия служат незаменимыми способами
постижения духовного мира человека.
Еще одна особенность социально-гуманитарных наук —
высокая
степень уникальности изучаемых объектов.
Уникальность — это не-
повторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уни-
кальным является каждый объект. Напомним, что в качестве объек-
тов познания могут выступать и системы, и процессы (материальные
и духовные), и события, и явления, и свойства — все, что может изу-
чаться. Степень уникальности социально-гуманитарных объектов
намного выше, чем объектов природы или техники. Например, физик
имеет дело с двумя атомами, инженер — с двумя автомобилями од-
ной марки, биолог — с двумя березами, юрист или педагог — с дву-
мя людьми. Естественно, больше различий между объектами соци-
ально-гуманитарных дисциплин.
Степень неповторимости событий, изучаемых социально-
гуманитарными науками, тоже намного выше по сравнению с собы-
тиями и процессами, подлежащими исследованию в естественных
или технических науках. Сравним, например, следующие процессы:
химическая реакция, рост дерева, экономическая реформа. Следстви-
ем высокой степени уникальности объектов и событий, изучаемых