Previous Page  9 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 11 Next Page
Page Background

Философия науки Ч.С. Пирса и неопрагматизм

Гуманитарный вестник

# 03·2017 9

not»

9

[3, с. 12]. Поэтому с уверенностью можно сказать, что

Ч.С. Пирс не отказывал понятию «объективная истина» в праве на

существование и не полагал, что определение истины как соответ-

ствия реальности ошибочно; однако он считал его номиналистиче-

ским, неинформативным, нуждающимся в дополнении конструктив-

ными методами установления истинности/ложности гипотез

(верований). Именно эту функцию и должна была, по замыслу

Ч.С. Пирса, выполнить максима прагматизма.

Подобная методология распространяется Ч.С. Пирсом и на сугу-

бо теоретические дисциплины — математику и философию. Матема-

тика, согласно Ч.С. Пирсу, также является наблюдательной, опытной

наукой. Истины математики имеют необходимый, аподиктический

характер, однако сам процесс математического познания целиком ос-

новывается на особом виде внутреннего опыта — наблюдения, кон-

струирования, преобразования идеальных объектов. Очевидно, что

такая трактовка природы математического знания предвосхищала не-

которые аспекты интуиционистской и конструктивистской стратегий

обоснования математики, развитых в ХХ в. Л. Брауэром, А. Гейтин-

гом, А. Марковым.

Наблюдательной, опытной наукой, согласно Ч.С. Пирсу, является

и подлинная (научная) философия. От дисциплин, традиционно от-

носящихся к экспериментальным, ее отличает не метод, а опора на

максимально всеобщие, наиболее распространенные формы опыта.

По замыслу Ч.С. Пирса, прагматическая максима призвана не дис-

кредитировать философию как вид псевдознания, а лишь очистить ее

от метафизических абстракций.

Исследователи творчества Ч.С. Пирса отмечают, как правило, что

трудности в интерпретации его научного наследия обусловлены тем,

что Ч.С. Пирс в принципе не стремился к построению законченной

метафизической системы. Центральной темой его философских работ

было именно учение об эффективном методе познания, позволяющем

отличать научно осмысленные понятия от метафизических фикций.

Очевидно при этом, что если со своими современниками У. Джейм-

сом и Дж. Дьюи Ч.С. Пирс имел серьезные разногласия в понимании

сути прагматизма, то основные постулаты неопрагматизма Р. Рорти

находятся в прямом логическом противоречии с учением Ч.С. Пирса

о методе.

За рамками настоящей работы остались логические и семиотиче-

ские исследования Ч.С. Пирса. Укажем лишь, что Ч.С. Пирс наряду с

Э. Шредером является одним из авторов матричного аппарата для

____________

9

«Истина ТАКОВА, верите ли вы, я или кто-либо еще в то, что это именно так,

или нет».