Гуманитарный вестник
# 03·2017 1
УДК 163 DOI 10.18698/2306-8477-2017-03-415
Философия науки Ч.С. Пирса и неопрагматизм
© Н.Л. Архиереев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена проблема корректности интерпретации исходных принципов праг-
матизма в рамках философской концепции Р. Рорти, за которой закрепился тер-
мин «неопрагматизм». Выяснено, что фундаментальными особенностями док-
трины Ч.С. Пирса, стоявшего у истоков философии прагматизма, являются
критика различных форм априоризма, эволюционный и натуралистический подход
к анализу природы познания и утверждение его социального характера, а также
определение (с уточнениями) понятия объективной истины. Уже в трудах совре-
менников Ч.С. Пирса — У. Джеймса и Дж. Дьюи — максима прагматизма под-
верглась упрощенным и излишне вольным толкованиям, с которыми Ч.С. Пирс не
был согласен. Концепция Р. Рорти является вульгаризацией ряда утверждений
У. Джеймса и Дж. Дьюи и находится в прямом логическом противоречии с основ-
ными постулатами учения о научном методе Ч.С. Пирса.
Ключевые слова:
прагматизм, неопрагматизм, научный метод, абдукция, дедук-
ция, индукция, вероятность, объективная истина
Возникновение прагматизма как особого направления современ-
ной философской мысли традиционно связывают с именами
Ч.С. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи. При характеристике основных
принципов прагматизма принято в первую очередь ссылаться на так
называемую максиму прагматизма, отождествляющую (в наиболее
популярной ее трактовке) понятие об объекте с совокупностью всех
возможных практических последствий оперирования с данным объ-
ектом, а также на специфическое прагматическое толкование поня-
тия истины, согласно которому истинность некоторой идеи есть ее
работоспособность, практическая полезность для достижения чело-
веком какой-либо цели. Из этого немедленно вытекает якобы прису-
щий
всем
прагматическим доктринам отказ от классического пони-
мания истины как определенного соответствия теоретической
конструкции объективному положению дел, не зависящему от чело-
веческого сознания. Распространенной при этом является отсылка к
мнению Дж. Дьюи, толковавшему соответствие высказывания ре-
альности как
со-ответствие
(
correspondence means co-respondence
).
Согласно данной позиции, процедура проверки истинности некото-
рого высказывания — это непрерывный процесс его изменения и
трансформации, осуществляющийся до тех пор, пока высказывание
не проходит верификационный тест на предмет соответствия реаль-