Н.Л. Архиереев
2
Гуманитарный вестник
# 03·2017
ности. Сама реальность при этом также не остается неизменной и по
крайней мере частично конституируется в ходе когнитивных опера-
ций. Именно поэтому, согласно Дж. Дьюи, традиционные для евро-
пейской интеллектуальной традиции дихотомии объекта и субъекта,
теории и практики, факта и ценности являются искусственными, а
вместо понятия истинности естественнее использовать понятие обос-
нованной утверждаемости (warranted assertibility).
В ХХ в. принципы прагматизма развивались и творчески моди-
фицировались разными авторами. В Англии прагматизм (под назва-
нием «гуманизм») пропагандировал Ф.К.С. Шиллер, в Италии —
Дж. Папини, отдельные идеи прагматизма использовали Р. Карнап и
Э. Нагель, в середине ХХ в. оригинальную аналитико-логическую
версию прагматизма предложили У. Куайн и Н. Гудман, серьезное
влияние прагматических идей испытали С. Хук, Н. Решер, Д. Дэвид-
сон, Х. Патнэм. Наконец в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ в.
весьма экзотическую и радикальную в своем релятивизме версию
прагматизма начинает разрабатывать Р. Рорти. Развивая и интерпре-
тируя отдельные утверждения Дж. Дьюи и У. Джеймса, Р. Рорти про-
возглашает крушение фундаменталистской эпистемологической и
метафизической традиции, идущей от Платона и Декарта через Канта
к современной аналитической философии. Провал всех попыток об-
наружить несомненные и безусловные основания человеческого по-
знания лишает, согласно Р. Рорти, философию и науку привилегиро-
ванного эпистемологического статуса и уравнивает их с некоторыми
формами художественного творчества — в частности, с искусством и
литературной критикой. Поскольку наука и философия в принципе
не способны к построению правдоподобных моделей реальности и
являются лишь видами адаптации к ней, корреспондентская теория
истины объявляется реалистической догмой. Идеология истины и
утопический объективизм должны быть заменены коммунитарист-
ской концепцией солидарности — верности принципам своего сооб-
щества [1].
Несмотря на то что англо-американское академическое сообще-
ство в большинстве своем относится к эпатажным заявлениям Р. Рор-
ти крайне сдержанно (чтобы не сказать настороженно), сегодня он
является одним из самых цитируемых англоязычных авторов. Более
того, именно за философской концепцией Р. Рорти прочно закрепил-
ся термин «неопрагматизм». Современный исследователь творчества
Ч.С. Пирса, непримиримый и последовательный критик произведе-
ний Р. Рорти — Сьюзан Хаак [2, 3] считает данный факт прискорб-
ным недоразумением, поскольку аутентичные принципы прагматиз-
ма, сформулированные Ч.С. Пирсом, были призваны заложить
основы подлинной научной методологии и теории логического ана-