Философия науки Ч.С. Пирса и неопрагматизм
Гуманитарный вестник
# 03·2017 7
содержание понятия
[1, c. 159]. В обоих случаях понятие представ-
ляет собой уже не единичный термин, а некоторую систему знаний,
модель научной теории. По мнению автора, различение чисто логи-
ческих и теорематических выводов из формулировки гипотезы у
Ч.С. Пирса в сочетании с вышеупомянутой динамической теорией
значения является своеобразным эскизным приближением к подоб-
ному представлению о структуре понятия и формальной теории.
Поскольку операции абдукции и индукции носят принципиально
вероятностный характер, методологии Ч.С. Пирса присущи умерен-
ный скептицизм и фаллибилизм, поэтому, собственно, целью научно-
го метода и провозглашается формирование
верований
(правда, ис-
ключительно истинных или неопровержимых). Многие интер-
претаторы идей Ч.С. Пирса делали из этого вывод об отрицании им
категории объективной истины. По мнению автора статьи, эта про-
блема является краеугольной для понимания всей философии науки
Ч.С. Пирса, поэтому на ней стоит остановиться отдельно.
Учение о научном методе предваряется Ч.С. Пирсом своеобраз-
ной теорией восприятия. В психологическом процессе восприятия
Ч.С. Пирс различает собственно воспринимаемое (percept), сам акт
восприятия (perceptual event) и перцептуальные суждения (perceptual
judgments, результат истолкования содержания восприятий), являю-
щиеся основой построения теоретических гипотез и объяснительных
схем [2, с. 778]. Если перцептуальные суждения носят неизбежно ин-
терпретативный, гипотетический характер, то акт восприятия, с точ-
ки зрения Ч.С. Пирса, связан не с ментальным образом или, скажем,
категориальной схемой объекта, а с самим объектом. Иными слова-
ми, по мнению Ч.С. Пирса, для построения подлинно научной мето-
дологии необходимо допустить возможность непосредственного до-
ступа к реальности. Любые формы ноуменализма, пытающиеся
строго и априорно развести вещь в себе и способ ее представленно-
сти в ментальном опыте, не удовлетворяют основному требованию
максимы прагматизма: не имеют никаких экспериментально прове-
ряемых следствий. Разумеется, сознание исследователя может со-
держать и иллюзии, и галлюцинации, однако отличить их от подлин-
ного восприятия объектов можно только с помощью апостериорной,
опытной процедуры, построенной на основе соответствующих суж-
дений восприятия.
Известно также, что при оценке степени надежности индукции
Ч.С. Пирс придерживался частотного (объективного) понимания ве-
роятности, поэтому, с его точки зрения, процесс индуктивной про-
верки выводов из объяснительных гипотез носит самокорректирую-
щийся характер: при достаточно большом числе испытаний значение
наблюдаемого параметра стремится к определенному пределу, в ре-