Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

Н.Л. Архиереев

4

Гуманитарный вестник

# 03·2017

affirmation or denial of а concept could imply, one will have a complete

definition of the concept, and there is absolutely nothing more in it»

5

[2,

с. 775]. Таким образом, как отмечает С. Хаак, в философии науки

Ч.С. Пирса подлинное значение понятия (гипотезы/теории) опреде-

ляется всей возможной совокупностью опытных, экспериментальных

последствий его использования. При этом подобное прагматическое

значение понятия задается как список контрфактических условных

высказываний вида: «Если бы с соответствующим объектом произ-

водилась операция

А

1

, наблюдался бы эффект

В

1

… Если бы с соот-

ветствующим объектом производилась операция

А

n

, наблюдался бы

эффект

В

n

, и т. д.» [4, с. 15]. Как подчеркивал сам Пирс, список по-

добных высказываний всегда остается

открытым

: значение понятия

обогащается, расширяется по мере роста знания о соответствующей

предметной области. (К оценке подобной динамической теории зна-

чения понятий науки вернемся при анализе структуры научного ме-

тода, предложенного Ч.С. Пирсом.)

Из сказанного следует, что уже классический прагматизм в изло-

жении трех основоположников — Ч.С. Пирса, У. Джеймса и

Дж. Дьюи — был явлением крайне неоднородным. Ч.С. Пирс как

ученый-естествоиспытатель, получивший ряд серьезных результатов

в области не только математической логики и математики, но и хи-

мии, физики, астрономии, геодезии, стремился в первую очередь к

построению методологии экспериментального исследования, соот-

ветствующей реальной работе ученого-естественника. Основные ра-

боты У. Джеймса посвящены моральной философии, психологии и фе-

номенологии религиозного опыта. В фокусе внимания Дж. Дьюи —

философия образования, социальная и политическая философия. Ре-

зультатом применения максимы прагматизма двумя последними ав-

торами к указанным предметным областям стали ее неизбежные и

разнообразные искажения. Ч.С. Пирс однозначно утверждал, что

«прагматизм… есть теория логического анализа или истинного опре-

деления» и что его философия, «как и всякая философия, достойная

внимания, целиком покоится на теории логики» [6, с. 343].

У. Джеймс же в одном из писем к Ч.С. Пирсу без обиняков заявлял:

«Я алогичен, если не нелогичен, и я рад этому» [6, с. 343]. При этом

если к выводам У. Джеймса Ч.С. Пирс относился достаточно сдер-

жанно, то в письме к Дж. Дьюи по поводу его инструменталистских

построений Пирс откровенно восклицает: «Я нахожу, что Вы и ваши

ученики предаетесь тому, что мне кажется похожим на дебош

____________

5

«…если некто способен точно определить все мыслимые экспериментальные

явления, которые может повлечь за собой утверждение или опровержение

некоторого понятия, он получит исчерпывающее определение данного понятия, и

ничто другое в этом понятии не содержится».