Н.Л. Архиереев
8
Гуманитарный вестник
# 03·2017
зультате чего объяснительная модель объекта неизбежно приближа-
ется к адекватному воспроизведению его свойств.
В этом же смысле следует понимать социальную природу науч-
ной истины в концепции Ч.С. Пирса. Хорошо известна данная
Ч.С. Пирсом характеристика истины: «Тhe opinion that is fated to be
agreed by all who investigate»
6
[3, с. 11]. Поскольку эта сжатая фор-
мулировка немедленно стала объектом весьма вольных толкований, в
поздний период творчества Ч.С. Пирс предложил более развернутую
ее редакцию: «Truth is that concordance of…a statement with the ideal
limit towards which endless investigation would tend to bring scientific
beliefs»
7
[2, с. 779]. Иными словами, истинной в абсолютном смысле
может быть названа гипотетическая идеальная теория, которая стала
бы окончательным результатом научного исследования, если бы оно
велось бесконечно: «Аny truth more perfect than this destined conclu-
sion, any reality more absolute than what is thought in it, is a fiction of
metaphysics»
8
[2, с. 779]. (Отметим, что, по мнению автора статьи,
очевидно определенное сходство данных представлений Ч.С. Пирса с
концепцией диалектики абсолютной и относительной истины, при-
нятой в отечественной философии науки советского периода.)
Наконец самым серьезным аргументом в пользу признания
Ч.С. Пирсом объективного характера научной истины является, по
его словам, крайний схоластический реализм (extreme scholastic real-
ism) [2, с. 778] его философии: Ч.С. Пирс безоговорочно признавал
наличие в природе реальных классов предметов и не зависящих от
человеческого сознания закономерностей. Эффективность индукции,
возможность научного предсказания и объяснения непосредственно
зависят, согласно Ч.С. Пирсу, от реальности постулируемых катего-
рий объектов и устойчивых связей между ними. Только неумолимая
принудительность опытных данных в конечном счете обеспечивает
саму возможность формирования истинных верований. Асимптоти-
ческое приближение моделей реальности ко все более точному вос-
произведению ее свойств и неизбежное формирование консенсуса в
оценке степени адекватности этих моделей являются элементами
единого процесса эволюции науки.
Как отмечает С. Хаак, основной побудительный мотив научного
поиска, с точки зрения Ч.С. Пирса, — бескорыстная страсть к поиску
истины: «Тruth IS SO, whether you or I or anybody believes it is so or
____________
6
«Точка зрения, которой суждено быть принятой всеми исследователями».
7
«Истина есть такое соответствие утверждения идеальному пределу, к которому
бесконечное исследование могло бы привести научные верования».
8
«Любая истина, более совершенная, чем этот предустановленный предел,
любая реальность, более абсолютная, чем то, что мыслится в нем, есть фикция
метафизики».