Философия науки Ч.С. Пирса и неопрагматизм
Гуманитарный вестник
# 03·2017 5
неряшливого мышления» [6, с. 344]. Остается горько пожалеть о том,
что, в силу понятных причин в руки Ч.С. Пирса не могли попасть
тексты неопрагматиста Р. Рорти.
Вернемся, однако, к пирсовской версии прагматизма.
Стремясь охарактеризовать философию Ч.С. Пирса в наиболее
общих и в то же время фундаментальных чертах, С. Хаак указывает
на такие ее особенности, как критика картезианского априоризма,
приверженность эволюционным и натуралистическим представлени-
ям о природе познания, акцентирование внимания на социальном
характере реальной научной деятельности и признание (с определен-
ными уточнениями) понятия объективной истины [2].
Основной темой программной статьи Ч.С. Пирса «How to make
our ideas clear» является критика декартовского метода радикального
сомнения. С точки зрения Пирса, предложенный Декартом метод по-
иска ясных и отчетливых идей, якобы являющихся априорной и аб-
солютно достоверной основой нашего познания, в корне ошибочен
по следующим причинам. Во-первых, субъектом научной деятельно-
сти (и территорией поиска безусловных основ познания) объявляется
сознание отдельного, изолированного субъекта, что очевидно проти-
воречит реальной практике научной работы: подлинный агент науч-
ной деятельности — профессиональное сообщество ученых. Во-
вторых, такой врожденной когнитивной способности, как декартова
интеллектуальная интуиция (позволяющая безошибочно и сугубо
спекулятивно обнаруживать незыблемый фундамент знания), просто
не существует. Наконец, в-третьих, декартова программа поиска до-
стоверных основ познания нарушает элементарную последователь-
ность действий, присущую работе ученого-естественника: только
опыт — решающий критерий корректности теоретических построе-
ний, поэтому радикальное сомнение, очищающее сознание исследо-
вателя от фикций, не может предшествовать опыту, а, напротив, яв-
ляется его результатом. Те сомнения, которые Декарт предпосылал
реальной познавательной деятельности, по мнению Ч.С. Пирса, ис-
кусственны (буквально paper doubts — бумажные сомнения) и неиз-
бежно ведут к реставрации подлежащих критике идей.
Реальная цель научного познания — достижение так называемых
истинных верований (permanently settled belief). Опираясь на предло-
женное шотландским философом А. Бейном определение веры как
готовности действовать, Ч.С. Пирс предлагает своеобразную эволю-
ционную схему развития человеческих познавательных способно-
стей. Человеческая готовность действовать — это продолжение
предрасположенности животных к специфическим видам поведения
в определенных условиях среды, так же как наука в целом — разви-
тие потребности в исследовании среды обитания. Сомнение не явля-