Наука в системе культуры
Гуманитарный вестник
# 1·2017 9
Нередко в обосновании идеи синтеза религии и науки использу-
ют факт религиозности крупных ученых. Однако идея Бога не имеет
для науки ни конкретно-научного, ни методологического значения.
Когда ученый раскрывает законы бытия, то при их выражении он ис-
пользует только параметры соответствующих материальных объек-
тов (массу, энергию, заряд, силу, энергию, потенциал и др.). Ни один
ученый для выражения законов не применяет какие-либо параметры
Бога или других сверхъестественных сил. Признание существования
Бога было с их стороны лишь данью духовной традиции, не повли-
явшей на научное творчество. Поэтому идея Бога является избыточ-
ной для науки, она ничего не дает в конкретно-научном плане. Неда-
ром Лаплас, отвечая на вопрос Наполеона, почему ученый в своей
книге о системе мира ничего не написал о Боге, ответил: «Я не нуж-
дался в этой гипотезе».
Но, может быть, идея Бога имеет для науки методологическое зна-
чение? Так, Л.А. Маркова пишет: «Предмет исследования науки —
материальный земной мир — существует… как бы параллельно
с божественным трансцендентным миром, ученый вполне может за-
ниматься своими исследованиями, не задумываясь о Боге, о пробле-
мах творения, о целях мироздания. Но это не означает, что религия
не нужна ученому и полностью ему безразлична. Она ему нужна
именно как оплот стабильности, как источник уверенности в том, что
мир действительно существует, что он не иллюзия, что он упорядо-
чен, а поэтому научная деятельность не бессмысленна» [7, c. 109,
110]. Однако идея Бога не является необходимой для веры в стабиль-
ность и упорядоченность мира. Вера в то, что мир упорядочен зако-
нами, созданными Богом, по своим познавательным последствиям
ничем не превосходит веру в то, что мир упорядочен законами, име-
ющими естественный характер. Главное здесь — убежденность
в объективном существовании законов, источником которой, кстати,
служит не идея Бога (существование которого еще надо доказать),
а практика людей. Например, Ньютон убедился в существовании от-
крытого им закона
F
=
ma
не потому, что верил в Бога, а на основе
синтеза множества экспериментов. Иногда высказывают мнение о
том, что религия может дать науке полезные обобщающие идеи
и осуществить мировоззренческий синтез. Так, Е.В. Ушаков пишет:
«Научное устремление требует для своей полноты какой-то высшей,
ведущей идеи, которую сама наука сформулировать не может.
Назревшая и обсуждаемая сейчас потребность науки в новом мировоз-
зренческом синтезе указывает на то, что научному познанию нужна
высокая метафизика, прежде всего религиозная идея» [8, c. 504]. Вы-
сокие ведущие идеи и мировоззренческий синтез для современной
науки действительно очень необходимы, однако произвести их в си-