Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Наука в системе культуры

Гуманитарный вестник

# 1·2017 9

Нередко в обосновании идеи синтеза религии и науки использу-

ют факт религиозности крупных ученых. Однако идея Бога не имеет

для науки ни конкретно-научного, ни методологического значения.

Когда ученый раскрывает законы бытия, то при их выражении он ис-

пользует только параметры соответствующих материальных объек-

тов (массу, энергию, заряд, силу, энергию, потенциал и др.). Ни один

ученый для выражения законов не применяет какие-либо параметры

Бога или других сверхъестественных сил. Признание существования

Бога было с их стороны лишь данью духовной традиции, не повли-

явшей на научное творчество. Поэтому идея Бога является избыточ-

ной для науки, она ничего не дает в конкретно-научном плане. Неда-

ром Лаплас, отвечая на вопрос Наполеона, почему ученый в своей

книге о системе мира ничего не написал о Боге, ответил: «Я не нуж-

дался в этой гипотезе».

Но, может быть, идея Бога имеет для науки методологическое зна-

чение? Так, Л.А. Маркова пишет: «Предмет исследования науки —

материальный земной мир — существует… как бы параллельно

с божественным трансцендентным миром, ученый вполне может за-

ниматься своими исследованиями, не задумываясь о Боге, о пробле-

мах творения, о целях мироздания. Но это не означает, что религия

не нужна ученому и полностью ему безразлична. Она ему нужна

именно как оплот стабильности, как источник уверенности в том, что

мир действительно существует, что он не иллюзия, что он упорядо-

чен, а поэтому научная деятельность не бессмысленна» [7, c. 109,

110]. Однако идея Бога не является необходимой для веры в стабиль-

ность и упорядоченность мира. Вера в то, что мир упорядочен зако-

нами, созданными Богом, по своим познавательным последствиям

ничем не превосходит веру в то, что мир упорядочен законами, име-

ющими естественный характер. Главное здесь — убежденность

в объективном существовании законов, источником которой, кстати,

служит не идея Бога (существование которого еще надо доказать),

а практика людей. Например, Ньютон убедился в существовании от-

крытого им закона

F

=

ma

не потому, что верил в Бога, а на основе

синтеза множества экспериментов. Иногда высказывают мнение о

том, что религия может дать науке полезные обобщающие идеи

и осуществить мировоззренческий синтез. Так, Е.В. Ушаков пишет:

«Научное устремление требует для своей полноты какой-то высшей,

ведущей идеи, которую сама наука сформулировать не может.

Назревшая и обсуждаемая сейчас потребность науки в новом мировоз-

зренческом синтезе указывает на то, что научному познанию нужна

высокая метафизика, прежде всего религиозная идея» [8, c. 504]. Вы-

сокие ведущие идеи и мировоззренческий синтез для современной

науки действительно очень необходимы, однако произвести их в си-