Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Наука в системе культуры

Гуманитарный вестник

# 1·2017 5

служила человечеству для достижения указанных ценностей. К этой

же функции относится и формирование представлений о социальном

(общественном) идеале, признающем личность целью, а не средством

социального прогресса. Указанный идеал служит в дальнейшем осно-

вой для разработки в рамках социально-гуманитарных наук конкрет-

ных форм социально-политического, экономического и юридического

устройства общества.

Наука и искусство.

Наука и искусство — две формы культуры,

которые обогащают друг друга. Сходство между ними в том, что обе

эти формы культуры есть в целом адекватное отражение действи-

тельности. Наука дает научную истину, а искусство — художествен-

ную. Различие между ними заключается в способе отражения. Если

наука и философия отражают мир в форме понятий и законов, то ис-

кусство — в форме наглядных художественных образов. Художе-

ственный образ — это не только воспроизведение каких-либо явле-

ний, но и их нравственная и эстетическая оценка. Такой оценки нет

в научном познании. Наука воспроизводит общее в виде общего,

а искусство — в виде единичного, что придает художественному

произведению конкретность и жизненную наглядность. Как отмечал

В.Г. Белинский, «ученый доказывает, а художник показывает, и оба

убеждают, каждый по-своему» [6, с. 209]. Искусство дает людям са-

мые многообразные знания о мире, так как является его художе-

ственной моделью. Искусство, как и наука, отражает все бытие, но

основной его предмет — человеческая душа, проблема жизненного

назначения человека, его долга, счастья, любви и смысла жизни,

смерти и бессмертия. В сфере этих экзистенциальных проблем ис-

кусство может давать даже более глубокое знание, чем наука.

Например, в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

У. Шекспира, Ибн Сины выражены такие глубокие идеи (о сущности

человека, его счастье и несчастье, любви и ненависти, свободе и под-

чинении, смерти и бессмертии), которые еще адекватно не сформу-

лированы в современной психологии и других науках о человеке.

Поэтому искусство и является таким притягательным для нас. Его ни

в коей мере нельзя считать низшей ступенью познания по сравнению

с наукой. Это два разных типа познания. Помимо эстетической

окрашенности картины мира искусство отличается от науки большей

оперативностью, оно первым реагирует на запросы жизни. Например,

кризисное состояние нашего общества к середине 80-х г. ХХ в., нака-

нуне перестройки, в первую очередь отразилось в искусстве (прозе,

поэзии, драматургии, кино), а уже затем в социальных науках.

Наука влияет на искусство двумя способами. Во-первых, она обо-

гащает художественные произведения научными, в том числе и фи-

лософскими, идеями. Любой крупный писатель, поэт, как правило,