Наука в системе культуры
Гуманитарный вестник
# 1·2017 5
служила человечеству для достижения указанных ценностей. К этой
же функции относится и формирование представлений о социальном
(общественном) идеале, признающем личность целью, а не средством
социального прогресса. Указанный идеал служит в дальнейшем осно-
вой для разработки в рамках социально-гуманитарных наук конкрет-
ных форм социально-политического, экономического и юридического
устройства общества.
Наука и искусство.
Наука и искусство — две формы культуры,
которые обогащают друг друга. Сходство между ними в том, что обе
эти формы культуры есть в целом адекватное отражение действи-
тельности. Наука дает научную истину, а искусство — художествен-
ную. Различие между ними заключается в способе отражения. Если
наука и философия отражают мир в форме понятий и законов, то ис-
кусство — в форме наглядных художественных образов. Художе-
ственный образ — это не только воспроизведение каких-либо явле-
ний, но и их нравственная и эстетическая оценка. Такой оценки нет
в научном познании. Наука воспроизводит общее в виде общего,
а искусство — в виде единичного, что придает художественному
произведению конкретность и жизненную наглядность. Как отмечал
В.Г. Белинский, «ученый доказывает, а художник показывает, и оба
убеждают, каждый по-своему» [6, с. 209]. Искусство дает людям са-
мые многообразные знания о мире, так как является его художе-
ственной моделью. Искусство, как и наука, отражает все бытие, но
основной его предмет — человеческая душа, проблема жизненного
назначения человека, его долга, счастья, любви и смысла жизни,
смерти и бессмертия. В сфере этих экзистенциальных проблем ис-
кусство может давать даже более глубокое знание, чем наука.
Например, в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
У. Шекспира, Ибн Сины выражены такие глубокие идеи (о сущности
человека, его счастье и несчастье, любви и ненависти, свободе и под-
чинении, смерти и бессмертии), которые еще адекватно не сформу-
лированы в современной психологии и других науках о человеке.
Поэтому искусство и является таким притягательным для нас. Его ни
в коей мере нельзя считать низшей ступенью познания по сравнению
с наукой. Это два разных типа познания. Помимо эстетической
окрашенности картины мира искусство отличается от науки большей
оперативностью, оно первым реагирует на запросы жизни. Например,
кризисное состояние нашего общества к середине 80-х г. ХХ в., нака-
нуне перестройки, в первую очередь отразилось в искусстве (прозе,
поэзии, драматургии, кино), а уже затем в социальных науках.
Наука влияет на искусство двумя способами. Во-первых, она обо-
гащает художественные произведения научными, в том числе и фи-
лософскими, идеями. Любой крупный писатель, поэт, как правило,