Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
10
Гуманитарный вестник
# 1·2017
лу описанных выше особенностей различных форм культуры спо-
собна не религия, а философия.
Наука и мораль.
Мораль — отражение общественного бытия
и деятельности людей в форме нравственных понятий, представле-
ний, чувств: добра и зла, хорошего и плохого, приличного и непри-
личного, справедливого и несправедливого, морального и амораль-
ного, совести, долга, чести, гордости, вины, стыда и др. Главный во-
прос этики — что такое добро и в чем заключается нравственное
(добродетельное) поведение людей. Если в XVIII–XIX вв. в науке
усматривали источник благоденствия, технического и духовного
преобразования общества, то в ХХ в. стало очевидно, что наука мо-
жет нести обществу наряду с благом серьезные опасности и даже зло.
Мировая общественность апеллирует к совести ученых, стремится
повысить их нравственную ответственность за все, что они создают
на Земле. Данная ситуация породила новый вид этики — научную
этику, ориентируясь на которую ученые должны соотносить резуль-
таты своего научного поиска с общественными интересами и приви-
вать эту способность молодым людям, вступающим в науку. М.М.
Прохоров справедливо отметил, что «идеалом постнеклассической
науки выступает не только поиск истины, но и претворение гумани-
стических ценностей» [9, c. 86].
Можно выделить две группы проблем научной этики:
1) связанные с проведением исследований и использованием от-
крытий в практике;
2) обусловленные отношениями ученых друг к другу.
Рассмотрим эти проблемы. У содержания знания нет нравствен-
ных аспектов, но они есть у его практического использования. По-
видимому, любое знание можно применить и во благо, и во зло.
Например, социологические и политологические знания используют
и для формирования демократических институтов власти, и для орга-
низации нечестных выборов, пиар-кампаний и цветных революций.
Но особенно большую потенциальную опасность несут исследования
в области ядерной физики, военной техники, генной инженерии, изу-
чении электрических и химических воздействий на мозг.
В связи с наличием потенциальной опасности от научных иссле-
дований перед учеными встают две нравственные проблемы:
1)
продолжать ли изучение той области реальности, познание ко-
торой может нанести вред человечеству;
2)
брать ли на себя ответственность за использование научных
открытий во зло людям?
Представители антисциентизма считают, что исследования, свя-
занные с риском, надо запрещать. Сторонники свободы науки гово-
рят, что тогда надо запретить всю технику, даже нож и топор, по-
скольку ими можно убить человека.