Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

10

Гуманитарный вестник

# 1·2017

лу описанных выше особенностей различных форм культуры спо-

собна не религия, а философия.

Наука и мораль.

Мораль — отражение общественного бытия

и деятельности людей в форме нравственных понятий, представле-

ний, чувств: добра и зла, хорошего и плохого, приличного и непри-

личного, справедливого и несправедливого, морального и амораль-

ного, совести, долга, чести, гордости, вины, стыда и др. Главный во-

прос этики — что такое добро и в чем заключается нравственное

(добродетельное) поведение людей. Если в XVIII–XIX вв. в науке

усматривали источник благоденствия, технического и духовного

преобразования общества, то в ХХ в. стало очевидно, что наука мо-

жет нести обществу наряду с благом серьезные опасности и даже зло.

Мировая общественность апеллирует к совести ученых, стремится

повысить их нравственную ответственность за все, что они создают

на Земле. Данная ситуация породила новый вид этики — научную

этику, ориентируясь на которую ученые должны соотносить резуль-

таты своего научного поиска с общественными интересами и приви-

вать эту способность молодым людям, вступающим в науку. М.М.

Прохоров справедливо отметил, что «идеалом постнеклассической

науки выступает не только поиск истины, но и претворение гумани-

стических ценностей» [9, c. 86].

Можно выделить две группы проблем научной этики:

1) связанные с проведением исследований и использованием от-

крытий в практике;

2) обусловленные отношениями ученых друг к другу.

Рассмотрим эти проблемы. У содержания знания нет нравствен-

ных аспектов, но они есть у его практического использования. По-

видимому, любое знание можно применить и во благо, и во зло.

Например, социологические и политологические знания используют

и для формирования демократических институтов власти, и для орга-

низации нечестных выборов, пиар-кампаний и цветных революций.

Но особенно большую потенциальную опасность несут исследования

в области ядерной физики, военной техники, генной инженерии, изу-

чении электрических и химических воздействий на мозг.

В связи с наличием потенциальной опасности от научных иссле-

дований перед учеными встают две нравственные проблемы:

1)

продолжать ли изучение той области реальности, познание ко-

торой может нанести вред человечеству;

2)

брать ли на себя ответственность за использование научных

открытий во зло людям?

Представители антисциентизма считают, что исследования, свя-

занные с риском, надо запрещать. Сторонники свободы науки гово-

рят, что тогда надо запретить всю технику, даже нож и топор, по-

скольку ими можно убить человека.