Наука в системе культуры
Гуманитарный вестник
# 1·2017 7
сти в науке. Многие научные открытия были представлены в виде
наглядного образа.
В-третьих, искусство формирует чувство прекрасного, а красота
является одним из критериев истинности знания (наряду с практиче-
ским подтверждением, логической доказуемостью, эвристичностью,
простотой). Поэтому благодаря эстетическому вкусу, формируемому
искусством, ученый обладает способностью интуитивно отделять бо-
лее истинные положения от менее истинных.
Существует гипотеза о том, что наука и искусство в будущем объ-
единятся. Однако, скорее всего, этого не произойдет. Главная функция
науки — постижение истины, а искусства — активация личности,
вдохновение человека и его воспитание. Для обеспечения максималь-
ной объективности в науке используются логические доказательства и
эмпирические подтверждения, а в искусстве применяется внушение.
Практическим приложением науки являются технологии, которые
требуют совершенно точных знаний, а не художественных. Практиче-
ское следствие искусства — богатая, гармонически развитая личность.
Таким образом, у науки и искусства разное предназначение и разные
способы постижения мира и реализации своих функций. Поэтому
можно заключить, что наука и искусство — эти две важные ветви
культуры — будут взаимодействовать, обогащать друг друга, но оста-
нутся самостоятельными формами культуры.
Наука и религия.
Религия — мировоззрение, основанное на вере
в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую
роль в мироздании и жизни людей. Как сложная сфера культуры ре-
лигия выполняет много функций: мировоззренческую, регулирую-
щую, интегративную, психотерапевтическую, компенсаторную. Ате-
исты считают религиозное утешение иллюзорным, а последнюю
функцию — иллюзорно-компенсаторной, поскольку, по их мнению,
загробный мир и Бог не существуют. И в этой функции атеисты
усматривают негативную роль религии: если бы человек не имел ре-
лигиозной иллюзии, он бы больше стремился реализовать свои цели
в земной (единственной) жизни.
Совместимы ли наука и религия? В ходе истории религия часто
тормозила развитие науки и преследовала ученых. Врач и философ
М. Сервет, высказавший идею о наличии малого круга кровообраще-
ния, был сожжен в 1553 г. в Женеве; врач А. Везалий, один из созда-
телей научной анатомии человека, погиб в 1564 г. во время принуди-
тельного паломничества; астроном и философ Д. Бруно был сожжен
в Риме в 1600 г. В наше время католическая церковь признала, что
казнь Бруно была ошибкой, кальвинистская церковь объявила ошиб-
кой казнь Сервета и поставила ему памятник в Женеве.
Богословы и религиозные ученые полагают, что наука и религия
совместимы особым образом. Наука имеет свою сферу приложения —