Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
12
Гуманитарный вестник
# 1·2017
женную бессердечность проявил президент США Г. Трумэн. После
встречи с «отцом» атомной бомбы Р. Оппенгеймером, который счел
ее использование величайшей ошибкой правительства США, Трумэн
сказал своему окружению: «Больше не приводите ко мне этого дура-
ка. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу. Меня тошнит от этакой
слезливости» [10, c. 13].
Должен ли ученый соблюдать государственную тайну в области
науки? Да, как гражданин и патриот он обязан это делать. Необходи-
мо сохранять коммерческую тайну в пользу тех организаций, кото-
рые финансировали научные исследования и заключили договор
с ученым. Но как поступить ученому, если он полагает, что органи-
зация или правительство могут использовать его изобретение в негу-
манных целях? В этом случае нравственный долг ученого будет со-
стоять в том, чтобы довести до сведения коллег, СМИ, широких масс,
политической оппозиции информацию о возможных негативных по-
следствиях. Поэтому ученый должен обладать таким качеством, как
смелость.
А что делать ученому, если у него есть серьезные основания счи-
тать, что правительство применяет его разработки во вред другим
странам и человечеству в целом? В этом случае он должен выбрать
в качестве приоритетных интересы человечества. Пример такого
высоконравственного поведения — действия Р. Оппенгеймера. Он
руководил проектом по созданию атомной бомбы «Манхэттен».
Усомнившись в гуманности правительства США, он не пожелал дать
только своей стране самое сильное оружие. Физик снабдил советских
разведчиков секретными сведениями. Это помогло СССР в 1949 г.
создать атомную бомбу. Оппенгеймер поступил мужественно и пра-
вильно, создав равновесие в мире. Неизвестно, к чему бы привела
безответственность США. Они бросили бомбы на Хиросиму и Нага-
саки, когда фашистская Германия и Япония были уже разгромлены.
Главный мотив правительства США состоял в устрашении мира. По-
сле Хиросимы и Нагасаки Оппенгеймер выступил против создания
в США водородной бомбы, за что был лишен работы.
В тех науках, где объектом изучения является человек или соци-
альная группа, ученый несет еще и нравственную ответственность за
используемые методики исследования. Здесь нельзя применять мето-
ды, которые приносят физический или моральный ущерб людям:
подрывают здоровье, наносят финансовый и имущественный урон,
ущемляют достоинство и авторитет личности, включают в себя об-
ман, лжесвидетельство, психологическое давление, насилие.
Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод:
научная
деятельность, соединенная с высокой нравственностью, приносит
человечеству великое благо; научная деятельность, лишенная нрав-
ственных принципов, оборачивается злом.