Previous Page  12 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

12

Гуманитарный вестник

# 1·2017

женную бессердечность проявил президент США Г. Трумэн. После

встречи с «отцом» атомной бомбы Р. Оппенгеймером, который счел

ее использование величайшей ошибкой правительства США, Трумэн

сказал своему окружению: «Больше не приводите ко мне этого дура-

ка. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу. Меня тошнит от этакой

слезливости» [10, c. 13].

Должен ли ученый соблюдать государственную тайну в области

науки? Да, как гражданин и патриот он обязан это делать. Необходи-

мо сохранять коммерческую тайну в пользу тех организаций, кото-

рые финансировали научные исследования и заключили договор

с ученым. Но как поступить ученому, если он полагает, что органи-

зация или правительство могут использовать его изобретение в негу-

манных целях? В этом случае нравственный долг ученого будет со-

стоять в том, чтобы довести до сведения коллег, СМИ, широких масс,

политической оппозиции информацию о возможных негативных по-

следствиях. Поэтому ученый должен обладать таким качеством, как

смелость.

А что делать ученому, если у него есть серьезные основания счи-

тать, что правительство применяет его разработки во вред другим

странам и человечеству в целом? В этом случае он должен выбрать

в качестве приоритетных интересы человечества. Пример такого

высоконравственного поведения — действия Р. Оппенгеймера. Он

руководил проектом по созданию атомной бомбы «Манхэттен».

Усомнившись в гуманности правительства США, он не пожелал дать

только своей стране самое сильное оружие. Физик снабдил советских

разведчиков секретными сведениями. Это помогло СССР в 1949 г.

создать атомную бомбу. Оппенгеймер поступил мужественно и пра-

вильно, создав равновесие в мире. Неизвестно, к чему бы привела

безответственность США. Они бросили бомбы на Хиросиму и Нага-

саки, когда фашистская Германия и Япония были уже разгромлены.

Главный мотив правительства США состоял в устрашении мира. По-

сле Хиросимы и Нагасаки Оппенгеймер выступил против создания

в США водородной бомбы, за что был лишен работы.

В тех науках, где объектом изучения является человек или соци-

альная группа, ученый несет еще и нравственную ответственность за

используемые методики исследования. Здесь нельзя применять мето-

ды, которые приносят физический или моральный ущерб людям:

подрывают здоровье, наносят финансовый и имущественный урон,

ущемляют достоинство и авторитет личности, включают в себя об-

ман, лжесвидетельство, психологическое давление, насилие.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод:

научная

деятельность, соединенная с высокой нравственностью, приносит

человечеству великое благо; научная деятельность, лишенная нрав-

ственных принципов, оборачивается злом.