Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

8

Гуманитарный вестник

# 1·2017

природу и материальную жизнь, а религия занимается спасением ду-

ши. Истины науки — это истины низшего порядка. Главные истины

религии (творение мира из ничего, бессмертие души, воскресение

мертвых и др.) — высшие истины, они сверхразумны, т. е. их нельзя

обосновать научно. Эти истины принимаются на веру, и наука не

должна их критиковать. Такой подход был обоснован еще в XIII в.

Фомой Аквинским и назван гармонией между разумом и верой. В дей-

ствительности же его концепция выражала, конечно, не гармонию

между разумом и верой, а подчинение разума, науки и философии

религии.

В настоящее время некоторые отечественные философы вновь

говорят о необходимости синтеза религии и науки. Думается, однако,

что такой синтез принципиально невозможен, иначе он бы уже про-

изошел за века существования этих сфер культуры. Наука главным

критерием истины считает эмпирическую проверку, а религия — ве-

ру, наука базируется на фактах, а религия — на эмоциях страха перед

будущим и перед смертью. Наука признает подчиненность всех явле-

ний законам, а религия допускает возможность их нарушения (чуда).

Закон

— это существенная связь явлений, которая характеризуется

всеобщностью

для всего данного класса явлений и

необходимостью

(повторяемостью). Это означает, что закон действует

везде и всегда,

т. е. во всех объектах данного класса и в любое время. Благодаря за-

конам системы, с одной стороны, упорядочиваются и существуют

как относительно самостоятельные образования, а с другой — разви-

ваются, поскольку связи порождают взаимодействия. Поэтому в ре-

зультате существования законов мир представляет собой не хаотиче-

скую совокупность вещей, явлений и процессов, а упорядоченное

множество взаимодействующих и развивающихся систем. С точки

зрения науки порядок в мире (смена одного явления не всяким дру-

гим, а вполне определенным; не любое, а конкретное строение сис-

тем) обусловлен законами, имеющими объективный характер, а с точ-

ки зрения религии — Богом.

Суть науки заключается именно в признании того, что все в мире

протекает согласно законам, раскрывать которые она призвана. Глав-

ным содержанием науки является знание законов. Принятие чуда

означает ликвидацию науки. При достаточно глубоком научном изу-

чении явление, представлявшееся ранее чудом, теряет таинствен-

ность и обнаруживает естественные причины. Однако в силу неис-

черпаемости мира в каждый исторический период времени люди

обязательно имеют дело с такими явлениями, причины и механизмы

возникновения которых еще неизвестны. И чем шире сфера познан-

ного, тем больше у нее площадь соприкосновения с неизвестным.

И это неизвестное следует изучать, а не объявлять чудом.