Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
8
Гуманитарный вестник
# 1·2017
природу и материальную жизнь, а религия занимается спасением ду-
ши. Истины науки — это истины низшего порядка. Главные истины
религии (творение мира из ничего, бессмертие души, воскресение
мертвых и др.) — высшие истины, они сверхразумны, т. е. их нельзя
обосновать научно. Эти истины принимаются на веру, и наука не
должна их критиковать. Такой подход был обоснован еще в XIII в.
Фомой Аквинским и назван гармонией между разумом и верой. В дей-
ствительности же его концепция выражала, конечно, не гармонию
между разумом и верой, а подчинение разума, науки и философии
религии.
В настоящее время некоторые отечественные философы вновь
говорят о необходимости синтеза религии и науки. Думается, однако,
что такой синтез принципиально невозможен, иначе он бы уже про-
изошел за века существования этих сфер культуры. Наука главным
критерием истины считает эмпирическую проверку, а религия — ве-
ру, наука базируется на фактах, а религия — на эмоциях страха перед
будущим и перед смертью. Наука признает подчиненность всех явле-
ний законам, а религия допускает возможность их нарушения (чуда).
Закон
— это существенная связь явлений, которая характеризуется
всеобщностью
для всего данного класса явлений и
необходимостью
(повторяемостью). Это означает, что закон действует
везде и всегда,
т. е. во всех объектах данного класса и в любое время. Благодаря за-
конам системы, с одной стороны, упорядочиваются и существуют
как относительно самостоятельные образования, а с другой — разви-
ваются, поскольку связи порождают взаимодействия. Поэтому в ре-
зультате существования законов мир представляет собой не хаотиче-
скую совокупность вещей, явлений и процессов, а упорядоченное
множество взаимодействующих и развивающихся систем. С точки
зрения науки порядок в мире (смена одного явления не всяким дру-
гим, а вполне определенным; не любое, а конкретное строение сис-
тем) обусловлен законами, имеющими объективный характер, а с точ-
ки зрения религии — Богом.
Суть науки заключается именно в признании того, что все в мире
протекает согласно законам, раскрывать которые она призвана. Глав-
ным содержанием науки является знание законов. Принятие чуда
означает ликвидацию науки. При достаточно глубоком научном изу-
чении явление, представлявшееся ранее чудом, теряет таинствен-
ность и обнаруживает естественные причины. Однако в силу неис-
черпаемости мира в каждый исторический период времени люди
обязательно имеют дело с такими явлениями, причины и механизмы
возникновения которых еще неизвестны. И чем шире сфера познан-
ного, тем больше у нее площадь соприкосновения с неизвестным.
И это неизвестное следует изучать, а не объявлять чудом.