Наука в системе культуры
Гуманитарный вестник
# 1·2017 13
Рассмотрим проблемы, связанные с отношением ученых друг
к другу. Здесь может помочь золотое правило нравственности. Каж-
дый ученый должен относиться к другим ученым и их трудам так,
как хочет, чтобы относились к нему и его трудам. Ни один исследо-
ватель, конечно, не желает, чтобы его научные результаты присваи-
вали другие лица. Отсюда вытекает правило научной этики:
не со-
вершать плагиат.
Институт ссылок как обязательное условие
оформления диссертаций, монографий, статей призван не только про-
тиводействовать плагиату, но и обеспечить селекцию уже известного
в науке и последних результатов. Вне этой селекции не было бы сти-
мула к поискам нового, в науке бы возникли бесконечные повторы
пройденного [11, c. 38].
Выше отмечалось, что ученый несет определенную моральную
ответственность за использование результатов своей деятельности.
Но самая непосредственная ответственность ученого — за достовер-
ность предлагаемых им знаний. Отсюда вытекает еще одно правило
научной этики:
не фальсифицировать эмпирический материал, т. е.
не подтасовывать факты.
Сознательная дезинформация аморальна
в науке. Требование недопустимости фальсификаций и плагиата вы-
ступает как моральная норма, которая в реальной жизни, как и другие
нормы, может нарушаться. В различных научных сообществах уста-
навливается разная жесткость санкций за нарушение этических
принципов науки. Сознательную дезинформацию, или обман, следу-
ет отличать от ненамеренной, которая может быть следствием за-
блуждения, ошибки и нравственно не осуждается [12]. Например,
возможны неточности наблюдения, истолкования показаний прибо-
ров, погрешности в работе самих приборов.
Одно из условий развития науки — возможность каждого учено-
го публиковать свои труды. Тогда научное сообщество будет способ-
но охватывать весь спектр существующих в данное время научных
идей и на основе этого делать новые открытия. Это порождает еще
одно правило научной этики:
нельзя препятствовать публикации
трудов своих оппонентов.
В научном мире постоянно происходят
дискуссии. И это хорошо. Дискуссия — один из способов развития
знания. Но важным моментом плодотворного обсуждения является
правильное понимание взглядов своего оппонента, объективный ана-
лиз его аргументов. Из этого обстоятельства следует очередное пра-
вило научной этики:
нельзя замалчивать аргументы оппонента,
противоречащие концепции собеседника.
А как же поступать в таком
случае? Если аргументы ученого противоречат концепции оппонен-
та, то их, конечно, надо тщательно обдумать. И тогда могут обнару-
житься два варианта:
1) аргумент недостаточно обоснован, собеседник это показывает
и тем самым укрепляет свою позицию;