Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
6
Гуманитарный вестник
# 1·2017
использует в своих произведениях наиболее важные научные дости-
жения своего времени. Вспомним, что у Пушкина Евгений Онегин
«читал Адама Смита и был глубокий эконом… знал, как государство
богатеет и как живет и почему не нужно золота ему, когда простой
продукт имеет». Понятно, что и сам Пушкин знал экономическую
теорию своего времени
.
Во-вторых, с помощью науки создают тех-
нические средства для творчества и распространения художествен-
ных произведений. Краски, материалы, кинопленки, киноаппараты,
аудиовизуальные установки и многое другое — все это необходимо
для искусства, и вся эта многообразная техника создается на основе
научных знаний.
Благодаря техническим средствам возникают новые виды искус-
ства. Сто с небольшим лет назад появилось кино. В наши дни изобре-
тены светомузыка, электронный вернисаж (компьютерная графика).
Существует вероятность изменения способа воздействия произведе-
ний искусства на человека в будущем. Если будут расшифрованы
мозговые коды сознания, то информация может вводиться в мозг не
через органы чувств с помощью адекватных раздражителей, как сей-
час, а непосредственно в нервные центры. Возможно, при этом будет
достигаться полная иллюзия присутствия. Наконец, с применением
компьютеров допустимо возникновение искусства с обратной свя-
зью, когда зритель может влиять на ход представления и быть его
участником. В содержательном отношении искусство, несомненно,
будет становиться все более интеллектуальным и философски насы-
щенным.
Можно выделить три способа влияния искусства на науку. Во-
первых, искусство выполняет функцию активации личности: оно вы-
зывает душевный подъем, ощущение свободы и тем самым способ-
ствует научному творчеству. В данном контексте становится понят-
ным знаменитое высказывание Эйнштейна о том, что ему как
ученому дал больше Достоевский, чем Гаусс. Как могли произведе-
ния русского писателя дать гениальному физику больше, чем труды
признанного короля математики XIX в.? По мнению авторов статьи,
осознание свободы и ответственности в качестве родовых свойств
человека как познающего субъекта помогли молодому Эйнштейну
бросить наиболее решительный вызов классической механике и стать
автором теории относительности. Как правило, все крупные ученые
любили искусство и увлекались им. А. Эйнштейн играл на скрипке,
М. Планк был талантливым пианистом, Л. Эйлер занимался теорией
музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин
выучил ноты раньше, чем научился читать.
Во-вторых, искусство как образное отражение мира хорошо раз-
вивает воображение, а воображение повышает творческие способно-