Previous Page  6 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

6

Гуманитарный вестник

# 1·2017

использует в своих произведениях наиболее важные научные дости-

жения своего времени. Вспомним, что у Пушкина Евгений Онегин

«читал Адама Смита и был глубокий эконом… знал, как государство

богатеет и как живет и почему не нужно золота ему, когда простой

продукт имеет». Понятно, что и сам Пушкин знал экономическую

теорию своего времени

.

Во-вторых, с помощью науки создают тех-

нические средства для творчества и распространения художествен-

ных произведений. Краски, материалы, кинопленки, киноаппараты,

аудиовизуальные установки и многое другое — все это необходимо

для искусства, и вся эта многообразная техника создается на основе

научных знаний.

Благодаря техническим средствам возникают новые виды искус-

ства. Сто с небольшим лет назад появилось кино. В наши дни изобре-

тены светомузыка, электронный вернисаж (компьютерная графика).

Существует вероятность изменения способа воздействия произведе-

ний искусства на человека в будущем. Если будут расшифрованы

мозговые коды сознания, то информация может вводиться в мозг не

через органы чувств с помощью адекватных раздражителей, как сей-

час, а непосредственно в нервные центры. Возможно, при этом будет

достигаться полная иллюзия присутствия. Наконец, с применением

компьютеров допустимо возникновение искусства с обратной свя-

зью, когда зритель может влиять на ход представления и быть его

участником. В содержательном отношении искусство, несомненно,

будет становиться все более интеллектуальным и философски насы-

щенным.

Можно выделить три способа влияния искусства на науку. Во-

первых, искусство выполняет функцию активации личности: оно вы-

зывает душевный подъем, ощущение свободы и тем самым способ-

ствует научному творчеству. В данном контексте становится понят-

ным знаменитое высказывание Эйнштейна о том, что ему как

ученому дал больше Достоевский, чем Гаусс. Как могли произведе-

ния русского писателя дать гениальному физику больше, чем труды

признанного короля математики XIX в.? По мнению авторов статьи,

осознание свободы и ответственности в качестве родовых свойств

человека как познающего субъекта помогли молодому Эйнштейну

бросить наиболее решительный вызов классической механике и стать

автором теории относительности. Как правило, все крупные ученые

любили искусство и увлекались им. А. Эйнштейн играл на скрипке,

М. Планк был талантливым пианистом, Л. Эйлер занимался теорией

музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин

выучил ноты раньше, чем научился читать.

Во-вторых, искусство как образное отражение мира хорошо раз-

вивает воображение, а воображение повышает творческие способно-