Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства

Гуманитарный вестник

# 11·2016 9

круглых столов и научно-практических семинаров, данные акторы

находятся скорее по разные стороны «баррикад», нежели строят мо-

сты диалога и продуктивной коммуникации, о которой как реально

возможной и направленной на развитие взаимопонимания писал в

свое время Ю. Хабермас. Например, на протяжении 2012–2015 гг. ос-

новным аргументом, проблематизирующим допустимость отождеств-

ления духовно-нравственного образования с религиозным, право-

славным, являются ссылки на Конституцию РФ, согласно которой

«Россия — светское государство… Религиозные объединения отделены

от государства и равны перед законом». Наряду с этим общественные

эксперты ссылаются и на Федеральный закон «О свободе совести и о

религиозных объединениях», в котором постулируется, что «ничто в

законодательстве… не должно истолковываться в смысле умаления

или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и

свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ». Од-

нако набор аргументов другой стороны по сути не включает в себя

использование даже словосочетания «Конституция РФ». При этом в

фокусе их внимания — региональные нормативные акты, а также

Бюджетный кодекс РФ, статьи которого трактуются фактически вне

связи с Основным законом страны. Так или иначе, техники активного

слушания, включая умение говорить на языке другой стороны, кон-

струирование аргументов, принимаемых другой стороной, а также

принципы искусного ведения переговоров, в лучшем случае пробле-

матизированы. В частности, речь идет о таких принципах, как умение

сосредоточиться на обсуждаемой проблеме, а не на занимаемых по-

зициях и интересах. Обращают на себя внимание и советы

,

которые

порой раздаются с обеих сторон в ходе их взаимодействия. Но

насколько возможны советы общественных экспертов с точки зрения

базовых принципов общественной экспертизы? Стоит ли власти ис-

пользовать этот механизм во взаимодействии с гражданским обще-

ством? Такая постановка вопроса резонна в контексте знаменитого

«Что легче всего?» (фраза греческого философа Фалеса) и ответа фи-

лософа на него: «Дать совет другим».

Что касается программы публичных слушаний и регламента вы-

ступлений, то, как правило, выступают одни и те же эксперты

(2–4 человека) и сотрудники министерств (1–2 человека: докладчик и

министр или заместитель министра), и тогда данные слушания начи-

нают являть собой перформанс, своего рода представление одних и

тех же актеров на театральной сцене — на площадках региональных

министерств, а в случае итоговых публичных слушаний, проходящих

дважды в год (весной и осенью), — на площадке областной библио-

теки, например. Более того, пропускная система, имеющая место в

региональных министерствах, нередко препятствует участию в пуб-