Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

Н.Д. Сорокина, Н.В. Оплетина, О.Н. Субочева, Е.В. Воеводина и др.

10

Гуманитарный вестник

# 11·2016

личных слушаниях заинтересованных сторон, что не раз озвучива-

лось общественными экспертами как своего рода нарушение откры-

тости и гласности бюджетного процесса.

Резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что в данном

докладе сфокусировано внимание лишь на некоторых факторах, как

способствующих, так и препятствующих развитию диалога власти и

общественности на изучаемом поле. Речь шла лишь о видимой части

«айсберга». Разумеется, плюрализация современного общества со-

здает новые конфигурации пространства взаимодействия власти и

гражданского общества. Появляются новые акторы на поле социаль-

ной политики и новые контексты взаимодействия этих акторов, кото-

рые гораздо разнообразнее и многочисленнее, чем обозначенные в

докладе. Декларируется необходимость развития диалога власти и

общественности. При этом данный диалог остается далеким от ис-

тинного, о котором в свое время писали П. Рикер и Ю. Хабермас.

Вместе с тем проблематизация темы диалога власти и гражданского

общества на столь сложном поле бюджетного процесса — своего ро-

да симптом противоречиво идущей коммуникации этих акторов в за-

данном направлении. Это и отражение определенной готовности го-

сударства и гражданского общества к дискуссии о конструировании

адекватной современным условиям коммуникации данных акторов

на основе проводимых в стране реформ.

Н.Д. Сорокина

считает, что изменения в сфере образования

приводят к усилению социального неравенства. Так, вузы превраща-

ются по сути в корпорации, а по отношению к преподавателям, даже

государственных вузов, применяют практики управления персона-

лом, которые приводят к все большей незащищенности данной кате-

гории работников. Сокращение кадров, уменьшение размера ставок,

увеличение нагрузки, переход на так называемый эффективный кон-

тракт, 36-часовая неделя и иные подобные меры — все больше ста-

вят преподавателей в зависимое положение от администрации вузов.

Эти явления — следствие изменения модели управления университе-

том в сторону большей бюрократизации. В данной модели лидирую-

щее положение занимают менеджеры, которых иногда называют эф-

фективными, хотя на самом деле далеко не всегда они таковыми оказы-

ваются. Ректор приобретает статус топ-менеджера, необязательным

теперь становится выполнение им учебной нагрузки хоть в каком-либо

виде. Ученый совет теряет свое прежнее значение, зато наблюдается

процесс становления новой профессиональной группы, состоящей из

проректоров, заместителей по научной работе, международным свя-

зям, инновационной деятельности и т. д. Так формируется и расши-

ряется вузовский бюрократический аппарат, а сам вуз представляет

собой бюрократическую структуру с четкой иерархией, разделением

ответственности и усилением подотчетности на всех уровнях. Ака-