Н.Д. Сорокина, Н.В. Оплетина, О.Н. Субочева, Е.В. Воеводина и др.
4
Гуманитарный вестник
# 11·2016
преподавательского состава государственных вузов России. В то же
время сравнительный анализ российской высшей школы с междуна-
родными данными показывает, что скорость феминизации препода-
вательских кадров в России выше, чем в мире в целом, в том числе в
развитых, развивающихся странах, а также странах переходного перио-
да, в результате чего увеличивается разрыв между Россией и всеми пе-
речисленными группами стран по гендерному составу преподаватель-
ских кадров. Процесс феминизации преподавателей дифференцирован
по должностям, причем наблюдается следующая зависимость: чем вы-
ше должность, тем интенсивнее происходит этот процесс. Максималь-
ный рост доли женщин наблюдается среди ректоров: за период с 1999
по 2013 г. она выросла в 2,6 раза.
Л.Ф. Шаламова
считает, что пока недостаточно изученной те-
мой является деятельность органов студенческого самоуправления в
условиях социального неравенства. Результаты проведенных иссле-
дований среди студентов в 2011 и 2014 гг. показывают, что по срав-
нению с 2011 г. значительно снизилось число обучающихся, для кото-
рых важна возможность получения качественного высшего образова-
ния. Отношение к органам студенческого самоуправления характе-
ризуется тем, что студенты надеются на защиту их прав. Так считают
около 70 % опрошенных. В то же время 40,3 % респондентов полагают,
что органы студенческого самоуправления могут в полной мере влиять
на решения, принимаемые руководством вуза, что, впрочем, немало,
имея в виду усиливающуюся тенденцию бюрократизации управления.
В качестве путей повышения роли органов студенческого самоуправле-
ния в условиях социального неравенства названы: защита прав и пред-
ставление интересов различных категорий студенческой молодежи;
содействие вторичной занятости студентов с низким уровнем финан-
сового обеспечения; оказание помощи в создании карьерной траекто-
рии и трудоустройстве.
По мнению
Н.А. Ореховской
, сегодня, как никогда, остро ощу-
щается необходимость толерантности в политической, социальной,
культурной сферах жизни современной России, переживающей пе-
риод радикальных трансформаций, разброда идейных ориентиров,
кризисного состояния, преодолеть которое можно лишь при условии
отказа разных движений и социальных групп от жесткой, противоре-
чащей конституционным нормам конфронтации, при установлении
их сотрудничества в интересах утверждения достойных условий
жизни. Основой позитивных изменений общества в отношении к ин-
валидам может стать инклюзия, так как она не ущемляет права здо-
ровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а является следую-
щей ступенью развития общества, когда образование становится ре-
альным правом для всех. Обращаясь к мировому опыту, можно