Н.Д. Сорокина, Н.В. Оплетина, О.Н. Субочева, Е.В. Воеводина и др.
8
Гуманитарный вестник
# 11·2016
способны выражать свое мнение, рассуждая об абстрактных процес-
сах или понятиях. Дети, обладающие более развитым речевым ко-
дом, проявляют больший интерес к учебе, легче адаптируются в про-
цессе обучения и впоследствии поступают в высшее учебное заведе-
ние без тех проблем, с которыми сталкиваются представители
низших социальных классов.
Насколько власть и общественность готовы к реальному диалогу
на поле публичных слушаний?
Н.П. Щукина
поделилась своим опы-
том взаимодействия с тремя региональными министерствами (обра-
зования и науки, здравоохранения и социально-демографической и
семейной политики) на поле публичных слушаний периода 2012–
2015 гг. При этом акцент был сделан на реализации в одном из реги-
онов социальных программ разного уровня: от государственных про-
грамм до программ дополнительного образования, реализуемых Не-
коммерческим организациями (НКО) и финансируемых из бюджет-
ных средств.
Во взаимодействии власти и общественности в наблюдаемый пе-
риод происходят определенные изменения. Так, по инициативе об-
щественных экспертов запущен механизм организации и проведения
круглых столов и семинаров как накануне публичных слушаний, так
и по их итогам, на которые выносятся наиболее проблемные и об-
суждаемые вопросы, а также вопросы, не получившие глубокого рас-
смотрения на публичных слушаниях, но вызвавшие интерес обще-
ственности. Например, об участии гражданского общества в разра-
ботке и реализации осуществляемых в регионе программ, о
результативности программ дополнительного образования, о дина-
мике нормативных оснований данных программ и т. п. Такие круг-
лые столы и семинары проводятся на территориях министерств,
НКО, вузов. Получают определенное распространение такие терми-
ны, как дискуссия, диалог, партнерство. Более того, внимание обще-
ственных экспертов к проблеме результативности финансирования
религиозных организаций из бюджетных средств привело к органи-
зации областного круглого стола — дискуссии «Результативность
бюджетного финансирования религиозных организаций: мифы и ре-
альность» в конце 2015 г. Наряду с этим сохраняется целый ряд фак-
торов, тормозящих становление и развитие реального диалога акто-
ров на изучаемом поле. Обращает на себя внимание прежде всего
разная интерпретация официальных текстов и их контекстов пред-
ставителями власти и общественности. Особенно яркое выражение
это находит в дискуссии о результативности финансирования про-
грамм дополнительного образования, реализуемых НКО. Примечате-
лен тот факт, что, судя по аргументам, используемым региональными
министерствами и общественностью на поле публичных слушаний,