Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства
…
Гуманитарный вестник
# 11·2016 5
видеть, что инклюзию в области образования поощряют такие стра-
ны, как Швейцария, Италия, Норвегия, Дания, Великобритания.
Принципы инклюзивного обучения заложены в нормативно-правовой
базе, способствующей увеличению степени доступности всех уров-
ней образования в отношении не только инвалидов, но и других со-
циальных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной си-
туации (мигрантов, беженцев, детей и подростков из семей, живущих
за чертой бедности).
Е.В. Воеводина
отметила, что
сегодня лица с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) составляют значительную часть
населения как в общемировом пространстве, так и в России. По дан-
ным Росстата, на 1 января 2015 г. в РФ насчитывается 12 924 тыс. инва-
лидов всех групп, большинство из них 2-й группы — 6 472 тыс. чел., на
втором месте по численности 3-я группа, на третьем — 1-я, самая тяже-
лая, 4 492 тыс. чел., и на четвертом — дети-инвалиды, 605 тыс. чел.
(Общая численность инвалидов по группам инвалидности. Федеральная
служба государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата
обращения 23.11.2015)). Большинство современных государств при-
знают, что лица с инвалидностью являются важным трудовым и со-
циальным ресурсом страны, и предпринимают активные попытки по
их инклюзии. Отношение к таким людям трансформировалось на
протяжении многих веков и никогда не было однозначным — от
полного исключения и изоляции до гиперопеки. Элиминация — один
из способов исключения лиц с ОВЗ из общественной жизни на осно-
ве различных барьеров (как пространственных, так и социокультур-
ных), дискриминации их как социальной группы. Отсутствие условий
для получения воспитания, образования, общения со сверстниками,
творческого и культурного развития и, наконец, трудоустройства —
все это проявления элиминационных установок в отношении лиц с
ОВЗ. Такая тактика прослеживалась в различные времена, и до сих
пор общественность предпринимает много усилий, чтобы свести по-
добные установки на «нет». Большая роль в этом процессе принад-
лежит самим инвалидам, которые, объединяясь в общественные ор-
ганизации, становятся полноправными субъектами социальной поли-
тики в данной области. Тому, что в конце ХХ в. проблемы инвалидов
получили активное обсуждение в мировом сообществе, во многом
содействовали общественные организации. Кульминацией стало
принятие Конвенции о правах инвалидов 13 декабря 2006 г. Гене-
ральной Ассамблеей ООН. Этому способствовала модель независи-
мой жизни («независимого функционирования»), отстаивающая ра-
венство возможностей, в том числе и в области реализации граждан-
ских прав.