Previous Page  5 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 16 Next Page
Page Background

Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства

Гуманитарный вестник

# 11·2016 5

видеть, что инклюзию в области образования поощряют такие стра-

ны, как Швейцария, Италия, Норвегия, Дания, Великобритания.

Принципы инклюзивного обучения заложены в нормативно-правовой

базе, способствующей увеличению степени доступности всех уров-

ней образования в отношении не только инвалидов, но и других со-

циальных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной си-

туации (мигрантов, беженцев, детей и подростков из семей, живущих

за чертой бедности).

Е.В. Воеводина

отметила, что

сегодня лица с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) составляют значительную часть

населения как в общемировом пространстве, так и в России. По дан-

ным Росстата, на 1 января 2015 г. в РФ насчитывается 12 924 тыс. инва-

лидов всех групп, большинство из них 2-й группы — 6 472 тыс. чел., на

втором месте по численности 3-я группа, на третьем — 1-я, самая тяже-

лая, 4 492 тыс. чел., и на четвертом — дети-инвалиды, 605 тыс. чел.

(Общая численность инвалидов по группам инвалидности. Федеральная

служба государственной статистики. URL:

http://www.gks.ru/wps/

wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата

обращения 23.11.2015)). Большинство современных государств при-

знают, что лица с инвалидностью являются важным трудовым и со-

циальным ресурсом страны, и предпринимают активные попытки по

их инклюзии. Отношение к таким людям трансформировалось на

протяжении многих веков и никогда не было однозначным — от

полного исключения и изоляции до гиперопеки. Элиминация — один

из способов исключения лиц с ОВЗ из общественной жизни на осно-

ве различных барьеров (как пространственных, так и социокультур-

ных), дискриминации их как социальной группы. Отсутствие условий

для получения воспитания, образования, общения со сверстниками,

творческого и культурного развития и, наконец, трудоустройства —

все это проявления элиминационных установок в отношении лиц с

ОВЗ. Такая тактика прослеживалась в различные времена, и до сих

пор общественность предпринимает много усилий, чтобы свести по-

добные установки на «нет». Большая роль в этом процессе принад-

лежит самим инвалидам, которые, объединяясь в общественные ор-

ганизации, становятся полноправными субъектами социальной поли-

тики в данной области. Тому, что в конце ХХ в. проблемы инвалидов

получили активное обсуждение в мировом сообществе, во многом

содействовали общественные организации. Кульминацией стало

принятие Конвенции о правах инвалидов 13 декабря 2006 г. Гене-

ральной Ассамблеей ООН. Этому способствовала модель независи-

мой жизни («независимого функционирования»), отстаивающая ра-

венство возможностей, в том числе и в области реализации граждан-

ских прав.