Previous Page  7 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 16 Next Page
Page Background

Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства

Гуманитарный вестник

# 11·2016 7

еще в детстве и связано с социальным происхождением конкретных

учащихся. После перекрытия комсомольских и партийных социаль-

ных лифтов, с помощью которых любой выходец из далекого села

или рабочего поселка мог достичь вершин советской власти, обще-

ство в России становится все более иерархичным и поляризованным.

Люди, проживающие в одном и том же городе, возможно, даже в со-

седних домах или квартирах, могут принадлежать к совершенно раз-

ным социальным категориям даже не в плане дохода, а в плане обла-

дания социальным и культурным капиталом. По сути дела, эти люди

живут в разных социальных измерениях, хотя и в одном простран-

стве. Качественное образование способствует трудоустройству в пре-

стижные сферы деятельности и быстрому продвижению по карьер-

ной лестнице, в том числе на руководящие должности. Но если

прежде возможность получения качественного образования опреде-

лялась в первую очередь доходами семьи (а еще раньше — сословной

принадлежностью), то сейчас на первостепенные позиции выходят

социальные и культурные факторы. Качественное образование с

большей уверенностью получают выходцы из обеспеченных семей с

высшим образованием, проживающих в столице или крупных горо-

дах — региональных центрах. Социальные связи, профессиональная

деятельность и образование родителей, место проживания — все эти

факторы оказывают непосредственное влияние на получение обра-

зования. Кроме объективных ресурсов, важную роль в процессе обу-

чения играют и субъективные факторы. Это личностные качества

каждого конкретного человека, включая его индивидуальные спо-

собности, амбиции, самооценку, формируемые жизненные цели и

ценности.

В непосредственной зависимости от социального происхождения

находятся и «языковые коды» — формы вербального общения, кото-

рые различаются у представителей высших, средних и низших соци-

альных групп. Так, для детей из низших социальных классов харак-

терен ограниченный языковой код. В процессе общения они многое

недоговаривают, поскольку уверены в том, что собеседник владеет

данной информацией. Это связано с тем, что многие семьи низших

социальных слоев являются носителями определенной субкультуры,

которая задает ценности и модели поведения, считающиеся есте-

ственными и всем понятными. Представители этих социальных

групп могут и не подозревать о том, что другие люди не обязательно

осведомлены о каких-либо явлениях, моделях и нормах поведения.

Ограниченный языковой код позволяет эффективно передавать прак-

тический опыт, но очень затрудняет общение на абстрактные темы. В

среднем социальном слое языковой код более развит — здесь дети в

меньшей степени акцентируют внимание на частном контексте и