Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства
…
Гуманитарный вестник
# 11·2016 7
еще в детстве и связано с социальным происхождением конкретных
учащихся. После перекрытия комсомольских и партийных социаль-
ных лифтов, с помощью которых любой выходец из далекого села
или рабочего поселка мог достичь вершин советской власти, обще-
ство в России становится все более иерархичным и поляризованным.
Люди, проживающие в одном и том же городе, возможно, даже в со-
седних домах или квартирах, могут принадлежать к совершенно раз-
ным социальным категориям даже не в плане дохода, а в плане обла-
дания социальным и культурным капиталом. По сути дела, эти люди
живут в разных социальных измерениях, хотя и в одном простран-
стве. Качественное образование способствует трудоустройству в пре-
стижные сферы деятельности и быстрому продвижению по карьер-
ной лестнице, в том числе на руководящие должности. Но если
прежде возможность получения качественного образования опреде-
лялась в первую очередь доходами семьи (а еще раньше — сословной
принадлежностью), то сейчас на первостепенные позиции выходят
социальные и культурные факторы. Качественное образование с
большей уверенностью получают выходцы из обеспеченных семей с
высшим образованием, проживающих в столице или крупных горо-
дах — региональных центрах. Социальные связи, профессиональная
деятельность и образование родителей, место проживания — все эти
факторы оказывают непосредственное влияние на получение обра-
зования. Кроме объективных ресурсов, важную роль в процессе обу-
чения играют и субъективные факторы. Это личностные качества
каждого конкретного человека, включая его индивидуальные спо-
собности, амбиции, самооценку, формируемые жизненные цели и
ценности.
В непосредственной зависимости от социального происхождения
находятся и «языковые коды» — формы вербального общения, кото-
рые различаются у представителей высших, средних и низших соци-
альных групп. Так, для детей из низших социальных классов харак-
терен ограниченный языковой код. В процессе общения они многое
недоговаривают, поскольку уверены в том, что собеседник владеет
данной информацией. Это связано с тем, что многие семьи низших
социальных слоев являются носителями определенной субкультуры,
которая задает ценности и модели поведения, считающиеся есте-
ственными и всем понятными. Представители этих социальных
групп могут и не подозревать о том, что другие люди не обязательно
осведомлены о каких-либо явлениях, моделях и нормах поведения.
Ограниченный языковой код позволяет эффективно передавать прак-
тический опыт, но очень затрудняет общение на абстрактные темы. В
среднем социальном слое языковой код более развит — здесь дети в
меньшей степени акцентируют внимание на частном контексте и