Previous Page  11 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 16 Next Page
Page Background

Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства

Гуманитарный вестник

# 11·2016 11

демические свободы превращаются в фикции, симулякры, зато дела-

ется акцент на рутинные процессы, обезличивание взаимоотношений

членов вузовской корпорации; наблюдается ориентация на получение

дополнительных доходов от участия в различных проектах, грантах,

усиление конкуренции между преподавателями и т. д. В условиях все

большей коммерциализации обучения происходит изменение и роли

преподавателя, он тоже приобретает статус менеджера, функцией ко-

торого становится оперативное управление учебной деятельностью:

организация взаимодействия в учебной группе, планирование, проек-

тирование совместно со студентами учебного процесса, контроль и т. д.

Иначе говоря, таким образом происходит формирование нужных

компетенций путем создания событий и использование ситуаций,

процессов, которые происходят в учебной группе.

По мере того как преподаватели становятся менеджерами, сту-

денты превращаются в потребителей. Более того, с коммерциализа-

цией высшего профессионального образования категория так называ-

емых необучаемых студентов увеличивается. В свою очередь, это

приводит к снижению качества обучения, а в долгосрочной перспек-

тиве обучение «необучаемых» может оказаться губительным для обра-

зования. Так, преобразования, изменения в сфере образования, сопро-

вождаемые процессом слияния, приводят к усилению социального не-

равенства. Это выражается в том, что все большее распространение

приобретает прекариат, который некоторые исследователи называют

«новым опасным классом». (К прекариату относят людей, не имеющих

постоянного заработка, гарантий профессионального роста, лиц на

условиях неполной занятости. Прекариат сегодня сформировался как

класс и в условиях глобализации продолжает неуклонно расти. Его

нельзя отнести ни к рабочему классу, пролетариату в классическом

смысле слова, ни к среднему классу, поскольку у этих людей нет ста-

бильной или предсказуемой заработной платы, нет статуса и пособий,

которые должны быть у представителей среднего класса.) Статус у пре-

подавателей вроде бы пока есть, но надолго ли? Как возможны коллек-

тивные действия в этих условиях? С одной стороны, нередко можно

наблюдать солидарность профессорско-преподавательского состава

(ППС), но вокруг одной идеи — «как бы не уволили», отсюда готов-

ность терпеть административный произвол. С другой стороны, часть

ППС готова к активным действиям по отстаиванию своих прав, в

частности, об этом свидетельствует появление профсоюза «Универ-

ситетская солидарность», общественного движения «Обрнадзор» в

качестве публичной инициативы по общественному контролю

в сфере образования.

О.Н.

Субочева

и

Н.В.

Оплетина

отметили, что важным аспек-

том социального неравенства является его проявление в формальной

и неформальной структурах современной производственной органи-