1
УДК 81’42+801.73
Ритм и синтаксис художественной прозы
(на материале романа М.А. Булгакова
«Белая гвардия»)
© Н.И. Габова, С.Х. Хван
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассматривается структура синтаксического ритма художественной прозы,
определяемая путём нахождения в ней грамматико-синтаксических, лексических,
звуковых повторов. Проводится дифференциация художественно-прозаических
текстов, принадлежащих к разным типам повествования, анализируются общие
закономерности ритмико-синтаксической структуры каждого типа (объектив-
но-авторского и субъективно-авторского).
Ключевые слова:
ритмико-синтаксическая структура, типы повествования,
сквозная тема, анафора, тавтологический повтор, объективно-авторское и субъ-
ективно-авторское повествование, орнаментальная проза, парцелляция.
В организации художественного дискурса заметную роль играет
ритм прозы — явление особое и своеобразное. Как указывает
М. Гиршман, «ритм основывается на свойствах языка вообще; ритм
связан с индивидуальными особенностями авторской личности, ко-
торые могут так или иначе проявиться в различных типах повество-
вания; ритм так или иначе воздействует на читателей и слушателей, а
различные речевые разновидности по необходимости связаны с раз-
ными формами такого воздействия…» [1, c. 37].
Ритм может быть выявлен на всех уровнях литературного произ-
ведения: интонационном — синтаксическом, лексическом, компози-
ционном, сюжетном и образном.
Работы отечественных и зарубежных исследователей в области
изучения уровней образования ритма посвящены главным образом
выявлению минимальной ритмической единицы, чаще синтагмы или
ритмической группы, и лишь немногие уделяют внимание дальней-
шей иерархии данных уровней в художественной прозе и их ком-
плексному анализ. Изучением таких arbres rythmiques (по терми-
нологии M. Gauthier) занимались в отечественной лингвистике
А.М. Пешковский, Б.В. Томашевский, Е.Г. Кагаров, М.М. Гиршман,
Р.Д. Лебедева, Ю.М. Лотман, М.В. Дорохова, Г.Н. Иванова-Лукья-
нова, В.В. Потапов, К.П. Степанова, Н.В. Черемисина.