Н.И. Габова, С.Х. Хван
2
Среди зарубежных исследователей наиболее интересными явля-
ются работы К. Марбе, который предложил исследовать ритмичность
прозы способом вычисления отклонения от среднеарифметического
безударных слогов между двумя ударными. Данный метод дорабаты-
вается и совершенствуется его учениками: Г. Унзером, С. Бенном,
А. Липским. Французские лингвисты B. Boudreault, M. Gauthier рас-
сматривают ритмическую группу как строительную, вспомогатель-
ную единицу, элемент, создающий ритм с помощью определённых
средств.
В лингвистической науке было выдвинуто много различных тео-
рий для объяснения природы ритма прозы. Одна из них, описанная
в трудах С.Д. Балухатого и В.М. Жирмунского, определяла ритм про-
заической речи путем нахождения в ней различных грамматико-
синтаксических, лексических, звуковых повторов.
Так, по мнению С.Д. Балухатого, синонимические, и в особенно-
сти тавтологические, повторы слов эффективнее фонетических, ибо
«в них есть и фонетический, и смысловой, и интонационный ритм».
Ученый выделяет тавтологическую, синонимическую и синонимо-
тавтологическую единицы синтаксического ритма.
Иное понимание структуры синтаксического ритма художествен-
ной прозы выдвигает В.М. Жирмунский. Он указывает, что в прозе,
где отсутствуют первичные метрические закономерности, характери-
зующие речь стихотворную, на первый план выступают вторичные
признаки, к которым он относит «повторение начальных, сочини-
тельных или подчинительных союзов, другие формы анафоры и под-
хватывания слов, грамматико-синтаксический параллелизм соотно-
сительных конструкций, наконец — наличие нерегулярных звуковых
повторов, а также в некоторых случаях тенденция к выравниванию
числа слов, слогов или ударений и к отбору окончаний определенно-
го типа» [2, c. 107].
Действительно, различного рода повторы, явление синтаксиче-
ского параллелизма, перечисление однородных членов и т. д. делают
речь размеренной, музыкальной, усиливая ее эстетическое воздей-
ствие на читателя/слушателя.
В задачи данного исследования входило прежде всего выявление
ритмико-синтаксической структуры прозы, рассмотренной на мате-
риале М.А. Булгакова, определение характера ритмико-синтаксичес-
кой организации различных типов повествования в художественной
речи автора.
Анализируя ритмико-синтаксическую структуру прозаической
речи М.А. Булгакова, различали информативный и общеизобрази-
тельный синтаксис. «Коммуникативно-обязательный» синтаксис —
это синтаксис, соответствующий функциональному назначению речи
в плане «общего языка».