Ритм и синтаксис художественной прозы (на материале романа М.А. Булгакова)
9
Нередко автор использует словесные темы, возникающие на ос-
нове повтора. Рассмотрим нижеследующий отрывок:
«А потом… потом в комнате противно, как во всякой ком-
нате, где хаос укладки, и ещё хуже, когда абажур сдернут
с лампы. Никогда. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы!
Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на
неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте —
пусть воет вьюга — ждите…»
[с. 30].
Повторяющееся слово «абажур», пронизывающее всё приведён-
ное сложное синтаксическое целое, употребляется в двух значениях.
Первое значение — конкретное. Абажур — это колпак для лампы.
Одновременно слово «абажур» выступает в данном микроконтексте
как символ домашнего уюта, гармонии, благополучия, противопо-
ставленный разрухе, хаосу, дисгармонии, царящим в окружающей
героя действительности.
Таким образом, перед нами варьированный повтор. Варьирование
происходит за счет изменения смыслового оттенка повторяемого
элемента. Варьирование смысла позволяет толковать мысль двояко, и
от конкретного бытового случая тема перерастает в философское
обобщение.
Ассоциативность восприятия мира, стремление не столько пред-
ставить предметы в их конкретности, сколько передать некое нерас-
членённое, слитное впечатление, порождает другую характерную
особенность стиля «Белой гвардии» — использование различного
рода тропов: метонимий, сравнений, метафор. Например: «грохочу-
щая скорость», «волчья оборванная фигура», «золотой венец волос»,
«золото-черный конногвардеец Брокгауз Ефрон», «по-волчьи косил
Турбин…».
Важную роль в ритмико-синтаксической организации художе-
ственной речи «Белой гвардии» играет перечисление однородных
членов. Автор предпочитает перечисление подлежащих и сказуемых,
реже — определений. Случаи употребления в качестве однородных
членов других членов предложения редки. Наибольшее количество
однородных компонентов имеют предложения с однородными под-
лежащими и сказуемыми. Например:
1. «Ненавидели все — купцы, банкиры, промышленники, адво-
каты, актёры, домовладельцы, кокотки, члены государственного
совета, инженеры, врачи и писатели…»
[с. 57].
2. «Кроме того, Михаил Семёнович не имел себе равных как
оратор…, управлял…, содержал балерину и ещё одну даму, имени
которой… никому не открывал, имел очень много денег и щедро
раздавал, пил вино, играл в железку, купил картину…, ночью жил