Ритм и синтаксис художественной прозы (на материале романа М.А. Булгакова "Белая гвардия") - page 7

Ритм и синтаксис художественной прозы (на материале романа М.А. Булгакова)
7
Повтор-стык:
1.
«Николка посмотрел на него и быстро отвел глаза, чтобы
не видеть его пиджака. Пиджак лоснился, как вешалка»
[c. 244].
2.
«Николка тревожно обернулся на свою спутницу, но та
брови нахмурила. Так нахмурила, что напомнила Николке Най-
Турса…»
[c. 244].
Кольцевой повтор:
«Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет.
Никто… Дешевая кровь на червонных полях, и никто выкупать
ее не будет. Никто»
[c. 264].
Эпифора:
«Однажды в мае месяце прокатился по Городу страшный и
зловещий звук… Вскоре узнали, откуда пришёл звук…»
[c. 60].
В данном фрагменте эпифора очерчивает начальную и конечную
границы ССЦ. (Между первым и вторым предложениями распола-
гаются ещё шесть предложений, но в данном отрывке они не при-
ведены.)
На основе повторов образуются лейтмотивы и сквозные словес-
ные темы, которые являются главными конструктивными принципа-
ми повествования в романе М. Булгакова «Белая гвардия». Проиллю-
стрируем это на нижеследующем примере:
«Большевиков ненавидели. Но не ненавистью в упор, когда
ненавидящий хочет драться и убивать, а ненавистью трусливой,
шипящей, из-за угла, из темноты. Ненавидели по ночам, засыпая
в смутной тревоге, днем в ресторанах, читая газеты, в которых
описывалось, как большевики стреляют из маузеров в затылки
офицерам и банкирам и как в Москве торгуют лавочники лоша-
диным мясом, зараженным сапом. Ненавидели все — купцы, бан-
киры, промышленники, адвокаты, актёры, домовладельцы, ко-
котки, члены государственного совета, инженеры, врачи, писа-
тели»
[c. 54].
Лейтмотив «ненависти» в этом примере усиливается благодаря
шестикратному повтору «ненавидели», который одновременно и
скрепляет ряд отдельных предложений, и выделяет тему ССЦ, сфор-
мулированную уже в первом предложении. Остальные предложения,
подхватывая тему, развивают её. Использование многократного пе-
речисления однородных членов, употребление БСПМК (минималь-
ной конструкции) открытой структуры создают особую экспрессию и
рождают чеканный ритм. Вариативный повтор «ненависть, ненави-
дящий» способствует углублению темы, порождает дополнительные
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook