Н.И. Габова, С.Х. Хван
6
3.
«В самом деле, в Городе усостриженный тонкий Лиса
Патрикеевна гетман…, в Городе его сиятельство князь Белору-
ков, в Городе генерал Картузов…, в Городе как-никак и звенят,
и поют…, в Городе густопогонно. В Городе ярость при слове
Петлюра…, в Городе ходят кадеты»
[с. 119].
4.
«Господин полковник сидел в низеньком зеленоватом буду-
арном креслице… Господин полковник держал в руке перо… Гос-
подин полковник был немногим старшим самого Турбина…»
[с. 79].
5.
«И удары лейтенантских стеков…, и спины, исполосован-
ные шомполами…, и расписки на клочках бумаги
.
И реквизиро-
ванные лошади, и
отобранный хлеб, и помещики…»
[с. 65] и т. д.
Как видно из вышеприведенных примеров, анафорический по-
втор может быть прямым, тавтологическим и варьированным. Ана-
фора зачастую сопровождается синтаксическим параллелизмом ча-
стей и перерастает в полное повторение, что обусловливает синони-
мичность содержания предикативных частей и порождает смысло-
вую градацию. Нередко анафора и синтаксический параллелизм
объединяют несколько сложных предложений, составляющих слож-
ное синтаксическое целое (cм. примеры 3, 4, 5), а также скрепляют
конструкции, расположенные дистантно. Например:
«Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет.
Никто
…» [с. 264].
Анафора может очерчивать начальную и конечную границы ССЦ
(см. примеры 3, 4) и сопровождаться одновременно инверсией и син-
таксическим параллелизмом. Инверсия ремы придает текстам особую
экспрессию, повышенную эмоциональность. Например:
«Восемь лет провел Турбин в ней, в течение восьми лет в ве-
сенние перемены он бегал… Восемь лет растил и учил кирпичный
покой Турбина. И ровно же восемь лет назад в последний раз ви-
дел Турбин сад гимназии… О, восемь лет учения!..».
Реже встречаются у названного автора эпифора и кольцевой по-
втор, повтор-стык. Приведем примеры:
«В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне мате-
ри, а нынче Еленки, били в столовой черные стенные башенным
боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные
пузырчатые рукава. Такие рукава
исчезли, время мелькнуло, как
искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались
прежними и били башенным боем»
[с. 14].
В данном отрывке наличествуют три вида повторов: стык, коль-
цо, эпифора.