Обучение русскому языку студентов-иностранцев в техническом вузе: проблемы и решения - page 1

1
УДК 808.2:378.02
Обучение русскому языку студентов-иностранцев
в техническом вузе: проблемы и решения
© Р.Х. Анопочкина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматриваются особенности обучения студентов-иностранцев в
техническом вузе на современном этапе. Формирование навыков, необходимых для
овладения в вузе профессиональными знаниями, происходит в сложных условиях
сотрудничества преподавателя и студента. Обосновывается идея ориентации
учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, новые тенденции в обучении,
компетентностный подход, студентоцентрированность, сотрудничество.
Российская система высшего профессионального образования
проходит сложный этап интеграции в международное образователь-
ное пространство, трансформируясь под влиянием глобализации,
требований экономики, новых технологий, приведших к «сжатию»
времени и пространства. За последнее десятилетие произошел значи-
тельный пересмотр целей и содержания образования, пришло осо-
знание того, что образование не может быть замкнуто в националь-
ных рамках. «Растет внимание к мобильности студентов из других
частей мира. Пропагандистская деятельность и набор иностранных
студентов становятся приоритетами для многих высших учебных за-
ведений. Рост доли мобильных студентов из других частей мира вы-
зовет изменения в обеспечении качества, в учебных программах и
языке обучения для удовлетворения потребностей и ожиданий таких
студентов»
1
. Изменения коснулись всех сфер российской системы
образования, в том числе и обучения русскому языку как иностран-
ному (РКИ). Исследователи, администраторы и преподаватели при-
ходят к выводу о том, что «неостановимый процесс глобализации за-
ставит высшие учебные заведения всех типов готовить более разно-
образные категории студентов с навыками и знаниями, которые бу-
дут способствовать их включению в экономику, все больше
утрачивающую национальные и территориальные границы»
2, с. 94
.
Одной из основных задач, стоящих перед российской системой
образования, является подготовка самостоятельных, мобильных спе-
циалистов, обладающих коммуникативной компетентностью, спо-
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11
Powered by FlippingBook