Обучение русскому языку студентов-иностранцев в техническом вузе: проблемы и решения - page 2

Р.Х. Анопочкина
2
собных уверенно войти в профессиональную среду. Уже в процессе
обучения студенты должны получить компетенции, позволяющие им
продолжить обучение вне своей страны. Закон РФ «Об образовании»,
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» трактуют понятие «компетенция» как «способность
применять знания, умения и личностные качества для успешной дея-
тельности в определенной области» [3]. По мнению многих совре-
менных ученых, именно освоение компетентностного подхода в си-
стеме образования позволит подготовить выпускников вузов к актив-
ной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
времени. «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, ко-
торая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением
осуществлять те или иные операции материального характера, а ком-
петентность, которая рассматривается как своего рода коктейль
навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются
квалификация в строгом смысле этого слова <…>, социальное пове-
дение, способность работать в группе, инициативность и любовь
к риску» [4].
Обучение студентов с включением в иностранную систему обра-
зования является профессиональной деятельностью преподавателей
русского языка как иностранного. Большинство документов, регули-
рующих сегодня образовательную сферу в России, направлено на
обучение не иностранцев, а отечественных студентов. Тем не менее
необходимость изменений очевидна и в системе РКИ. За последнее
десятилетие преподаватели русского языка как иностранного столк-
нулись с новыми явлениями в своей практике, потребовавшими от
них деятельного отклика:
● произошло изменение контингента иностранных учащихся,
приезжающих в Россию. Основную часть студентов-иностранцев со-
ставляют граждане стран СНГ (39,1 %), Азии (35,7 %), стран Ближ-
него Востока и Африки (13,2 %);
● снизился уровень общеобразовательной подготовки определен-
ной части иностранных учащихся, он недостаточен для поступления
в вузы России;
● увеличилось количество студентов-иностранцев, приезжающих
в Россию для обучения не в бакалавриате, а в магистратуре. Многие
вузы Российской Федерации в настоящее время определяют подго-
товку таких специалистов как важное направление своей деятельно-
сти. Руководители высших звеньев системы образования России счи-
тают, что появление студентов, желающих в краткие сроки совер-
шенствовать свое образование, не случайность, а закономерность
в системе обучения иностранцев: «Если бакалавров в развивающихся
странах сейчас учат самостоятельно, то для подготовки магистров
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook