Р.Х. Анопочкина
4
В процессе изучения НСР на предвузовском этапе преподавате-
лем проводится систематическая работа со студентами, в результате
которой студенты должны усвоить научно-технические термины и
синтаксические конструкции научной речи; развить навыки анализа
структуры текста, составления планов, тезисов; научиться восстанав-
ливать прослушанные тексты учебно-научного характера по предла-
гаемому плану.
Важнейшим условием успешной учебы для современного сту-
дента является умение найти и использовать необходимую информа-
цию, пользоваться современными техническими средствами, Интер-
нетом. Поиск новой информации для студентов-иностранцев пред-
ставляет большие трудности: недостаточно хорошее знание русского
языка не позволяет им быстро определить, насколько найденная ин-
формация соответствует поставленной перед ними задаче. Предваряя
конкретные действия по обработке технической информации, препо-
даватель дает задания, связанные с поиском и компрессией текстов
на языке общего владения. Полученные навыки используются в
дальнейшем при работе с текстами по специальности.
В процессе работы со студентами-иностранцами крайне важно,
чтобы они справились с психологическим барьером — страхом перед
ошибками, нежеланием обнаружить неумение, незнание. Преподава-
тель должен относиться с пониманием к проблемам своих учеников и
помогать им достойно выйти из сложных ситуаций. Так, например, для
подготовки к занятиям по развитию речи студенты получили задание
найти в Интернете информацию об одном виде спорта и подготовить
текст по этому материалу. Два студента, выполняя задание, нашли
в Интернете тексты о спорте не на русском, а на английском языке
и «помогли» себе, переведя их с помощью автоматической программы.
Тексты изобиловали лексическими и синтаксическими ошибками.
Пример из студенческой работы:
Мы знаем, что многие виды игр. Игра в футбол является одним из них.
Она была впервые играл в западных странах. Теперь в него играют во
всем мире. Футбол имеет резиновый пузырь в кожаном переплете.
Она становится круглую вещь, когда мы накачиваем воздух в ней <…>.
Этот текст был также использован преподавателем как учебный
материал. Исправление деформированного текста дало возможность
еще раз увидеть особенности структуры русского предложения. Сту-
денты с юмором отнеслись к возникшей ситуации.
Интенсификации занятий на предвузовском этапе помогает ис-
пользование гипертекстовых и мультимедийных учебных материа-
лов, ориентирующих учащихся на самостоятельное решение учебных
проблем. Студенты охотно выполняют подобные задания как в ауди-