Р.Х. Анопочкина
8
Опытный преподаватель русского языка как иностранного будет
использовать любые виды работы на занятии, различный учебный
материал для обучения студентов навыкам получения профессио-
нальных знаний, формирования предметной компетенции. Так,
например, магистрантам второго года обучения была предложена
проектная работа — подготовить доклад и презентацию об одном из
русских писателей. Участие преподавателя проявилось в советах,
контроле, некоторой помощи слабым студентам. Работа расширила
представления студентов об истории и культуре России, открыла
возможность для активного обсуждения общечеловеческих проблем.
Не менее важно и то, что в процессе подготовки студенты приобрели
хороший опыт работы по поиску новой информации в Интернете, ее
обработке, систематизации и ретрансляции материала, созданию пре-
зентации, выступлению перед группой.
Нередко общение на русском языке для студентов-иностранцев
ограничивается аудиторными часами, это связано со сложным про-
цессом их адаптации к университетской среде. Возможностью при-
общения к полноценной студенческой жизни становится в том числе
и знакомство с университетской газетой «Бауманец». Чтение газет-
ных статей на чужом языке — занятие непростое, но учащиеся про-
являют искренний интерес к новой информации, особенно если она
касается жизни их факультетов, кафедр. Позднее студенты получают
задание отыскать интересную статью в новом номере, назвать основ-
ные темы, освещенные в газете, найти информацию о своей кафедре.
Использование на занятиях русского языка материала газеты «Бау-
манец» позволяет решать и задачи обучения. Многие статьи газеты
насыщены технической терминологией, в них используется синтак-
сис научной речи, поэтому они могут быть использованы как учеб-
ный материал и для чтения, и для обучения аннотированию, и для
изучения грамматики. Работа с аутентичными текстами проводится
под контролем преподавателя, она, безусловно, должна предваряться
большой лексической работой.
Пример.
Работа со статьей «Московский центр лазерных технологий»
(143 слова)
1. Самостоятельное чтение текста с выделением новых слов.
2. Совместная лексическая работа. Анализ словаря текста.
Новое слово
Значение
Модель
использования
Пример
позволять
давать воз-
можность
что
позволяет
кому + инф.
Возможности центра
позволяют решать
многие проблемы