Р.Х. Анопочкина
6
и контролирующую функции»
7
. Адам Стивен, эксперт по Болон-
скому процессу, указывает, что результаты обучения находятся
в центре деятельности по реформированию образования и «представ-
ляют собой изменение акцента с «преподавания» на «обучение», ко-
торый символизируется принятием студентоцентрированного подхо-
да»
8
. В практической деятельности вуза это означает переход от
традиционного преподавания к активной образовательной деятельно-
сти самих студентов и имеет решающее значение для процесса фор-
мирования их коммуникативной компетенции и успешной професси-
ональной деятельности в будущем.
После окончания подготовительного факультета количество ча-
сов РКИ для студентов сокращается до 8 часов в неделю, намного
возрастает объем их самостоятельной работы. Общение преподавате-
ля и студента в процессе выполнения домашней работы на этом этапе
необходимо активизировать и в то же время максимально индивиду-
ализировать. Такую возможность дает взаимодействие преподавателя
и студента в компьютерной среде. При этом происходит смещение
приоритетов в системе обучения от преподавателя к студенту; зада-
чей преподавателя становится организация самостоятельной познава-
тельной деятельности учащегося, обучение применению полученных
знаний на практике. Методы учебного общения в дистанционной
форме со студентами-иностранцами описаны многими специалиста-
ми в области РКИ
9, 10
. Такая форма общения дает возможность,
например, выстраивать индивидуальную траекторию обучения для
сильных студентов, которые не всегда могут максимально использо-
вать свой потенциал, работая в группе.
К этому времени студенты уже свободно используют ПК в своей
работе и активно сотрудничают с педагогом в компьютерной среде,
что экономит учебное время и в то же время дает преподавателю
полное представление о степени изученности материала каждым из
учеников. Задания могут быть направлены на изучение технической
лексики, на повторение грамматики научного стиля речи, на введение
терминов специальности в активную речь.
Пример.
Задания даются после проведенной в аудитории работы с текстом
«Назначение ракет-носителей»
11
.
Задание 1. Вместо точек вставьте необходимые по смыслу слова из основ-
ного текста.
1.
С … ракет-носителей были осуществлены запуски космических ап-
паратов
.
2. «
Союз
» — …
достаточно большой грузоподъемностью
.
3.«
Протон
» —
ракета-носитель, оснащенная
... <…>.