Обучение русскому языку студентов-иностранцев в техническом вузе: проблемы и решения - page 3

Обучение русскому языку студентов-иностранцев в техническом вузе
3
и аспирантов там не хватает кадров и оборудования. Российские уни-
верситеты должны ориентироваться в первую очередь на магистер-
ские программы» [5]. Эта тенденция свойственна не только россий-
ским вузам, она является приметой, велением времени;
● вектор обучения русскому языку как иностранному в вузах
России переместился с языка общего владения на язык специально-
сти;
● четко обозначился интерес иностранцев к русскому языку как
средству получения высшего технического образования. Так, напри-
мер, в 2010/2011 академическом году в России наибольшее количе-
ство иностранных студентов — 19,7 % — изучали инженерно-техни-
ческие специальности. (Для сравнения: медицину изучали 18 % сту-
дентов-иностранцев, экономику и управление — 18 %, культуру и
искусство — 2,9 %, образование и педагогику — 2,5 %)
1
.
В течение десяти лет в МГТУ им. Н.Э. Баумана проводится обу-
чение студентов из Юго-Восточной Азии, для которых характерны
многие особенности, присущие современному контингенту ино-
странных учащихся. Это дипломированные специалисты инженерно-
технического профиля, к моменту приезда в Россию владеющие рус-
ским языком на базовом уровне и готовящиеся к обучению в маги-
стратуре. Безусловно, русский язык является для них средством по-
лучения специальности; исходя из этого необходимо строить систему
их обучения. Несовпадение школьной и вузовской программ в род-
ной стране и стране обучения, слабое знание русского языка, отсут-
ствие знания технической терминологии и грамматики научного сти-
ля речи крайне осложняют обучение данного контингента студентов
в техническом вузе.
Подготовка к магистратуре требует от наших студентов преодо-
ления разрыва между имеющимся и необходимым уровнями знаний
в краткие сроки, поэтому уже на подготовительном этапе обучения
преподавателю необходимо приступать к изучению научного стиля
речи для формирования у студентов предметной составляющей
коммуникативной компетенции. Это возможно при условии исполь-
зования новой модели обучения, объединяющей сжатую, концен-
трированную форму подачи учебного материала, трансфер умений
и навыков с языка общего владения на язык специальности, исполь-
зование новых информационно-коммуникационных технологий,
формирование у студентов навыков самостоятельности в процессе
получения знаний, координации работы всех преподавателей-
предметников и т. д.
1
Данные Центра социологических исследований Министерства образования и
науки РФ.
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook