Обучение основным видам речевой деятельности на иностранном языке…
Гуманитарный вестник
# 1
2016 9
реальным, что способствует развитию лингвопрофессиональных
ориентаций будущего специалиста.
В процессе подготовки презентации студенты выстраивают
стратегию выступления, учатся планировать свою речь, соблюдая
лексико-грамматическую правильность, корректировать и оценивать
результаты речи, приобретают практические навыки отбора инфор-
мации, пишут текст, готовят иллюстративный материал (таблицы,
схемы, графики, слайды) и делают пробные презентации. На этом
этапе студенты учатся структурировать представленный материал,
устанавливать контакт с аудиторией. Представление презентации
осуществляется в форме монологической речи, но оно одновременно
направлено на активное участие всех слушателей, так как
выступление перед аудиторией предполагает ту или иную ответную
их реакцию и с точки зрения содержания, и с точки зрения качества
изложения, оценку сильных и слабых сторон выступления.
После выступления студент вынужден спонтанно реагировать на
вопросы и реплики, становясь участником неподготовленной
диалогической речи, после которой организуется групповая
дискуссия. Таким образом, процедура презентации, являясь ролевой
игрой, задает форму поведения всем ее участникам и вовлекает их в
различные формы группового взаимодействия и сотрудничества.
Следует отметить, что использование презентации как формы
организации квазипрофессинальной деятельности на занятиях по
иностранному языку дает возможность обеспечить аутентичность
профессионально ориентированной учебной ситуации, применение
языка в естественном социальном контексте, выработать навыки
подготовленной и спонтанной речи в ситуации, приближенной к
реальной профессиональной [11].
Ролевые игры являются одним из наиболее эффективных
упражнений для развития ранее сформированных коммуникативных
компетенций (умение отобрать информацию по теме, создать
вторичные тексты, представить материал). Ролевая игра преследует
конкретную цель: дать возможность студентам говорить на иностран-
ном языке как можно больше за ограниченное время. Помимо
презентаций, можно проводить ролевые игры типа «конференция» с
распределением ролей: докладчик, содокладчики, оппоненты и
активные слушатели.
Таким образом, обучение основным видам речевой деятельности
на иностранном языке студентов инженерных специальностей
представляет собой гармоничное сочетание многих способов
обучения иностранным языкам, преследует цель научить человека
общаться. Иноязычная компетентность — это результат интеграции
знаний, умений, ценностных отношений в рамках учебно-познава-
тельной и профессионально значимой деятельности. Иноязычная