Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

Т.В. Крымцова, Е.А. Юдачева, О.Д. Дикова

8

Гуманитарный вестник

# 1

2016

нялся в чтении и устной речи. Под устной речью понимается

речепорождение (говорение) и речевосприятие (аудирование, т. е.

слушание и понимание). Оба процесса неразрывно связаны и основаны

на трех видах навыков — лексических, грамматических и произно-

сительных. Студенты должны уметь воспринимать разные типы

звучащей моно- и диалогической речи на общенаучные темы,

воспринимать в звучащем тексте содержательные блоки, выделять в

них главную, дополнительную и избыточную информацию. Считается,

что обучение устной речи должно начинаться с аудирования текстов, за

которым следует речепорождение. Студенты должны уметь реагировать

на высказывание собеседника, выражать сомнение, несогласие,

поддержку, задавать уточняющие вопросы и т. д. Также они должны

построить собственное речевое высказывание с учетом ситуации,

сформулировать тезис и аргументировать его, начать, прервать,

продолжить и завершить беседу [9].

Для развития навыков говорения используются упражнения в

диалогической и монологической речи. Конечная цель этих

упражнений — сформировать основные коммуникативные умения

«сообщать, описать, объяснить». Для развития диалогических умений и

навыков существует разработанная система вопросно-ответных

упражнений. Система упражнений в диалогической речи широко

освещается в современной методической литературе [10].

При взаимосвязанном обучении различным видам речевой

деятельности наиболее результативно одновременное обучение

чтению и говорению, в частности, чтению и монологической речи.

Это объясняется тем, что монолог тяготеет к книжно-письменной

речи. По этой причине материал, предназначенный для обучения

монологу, труднее для восприятия и воспроизведения. В силу этого

целесообразно обучать монологической речи, опираясь не на

звучащий, а на печатный текст сначала по широкому профилю вуза, а

затем по профилю специальности. По мере развития и

совершенствования умений монологической речи для завершающего

этапа можно рекомендовать более сложные виды упражнений:

монолог — свободный рассказ;

устный реферат текста;

комментарий как оценка текста;

доклад с использованием нескольких источников;

презентация на тему, связанную с будущей профессией.

Умение делать презентацию в настоящее время рассматривается

как одно из ключевых коммуникативных умений, необходимых

будущему специалисту в его профессиональной деятельности для

участия во встречах и ведения переговоров. При обучении деловому

английскому языку моделируются ситуации, приближенные к