Т.В. Крымцова, Е.А. Юдачева, О.Д. Дикова
8
Гуманитарный вестник
# 1
2016
нялся в чтении и устной речи. Под устной речью понимается
речепорождение (говорение) и речевосприятие (аудирование, т. е.
слушание и понимание). Оба процесса неразрывно связаны и основаны
на трех видах навыков — лексических, грамматических и произно-
сительных. Студенты должны уметь воспринимать разные типы
звучащей моно- и диалогической речи на общенаучные темы,
воспринимать в звучащем тексте содержательные блоки, выделять в
них главную, дополнительную и избыточную информацию. Считается,
что обучение устной речи должно начинаться с аудирования текстов, за
которым следует речепорождение. Студенты должны уметь реагировать
на высказывание собеседника, выражать сомнение, несогласие,
поддержку, задавать уточняющие вопросы и т. д. Также они должны
построить собственное речевое высказывание с учетом ситуации,
сформулировать тезис и аргументировать его, начать, прервать,
продолжить и завершить беседу [9].
Для развития навыков говорения используются упражнения в
диалогической и монологической речи. Конечная цель этих
упражнений — сформировать основные коммуникативные умения
«сообщать, описать, объяснить». Для развития диалогических умений и
навыков существует разработанная система вопросно-ответных
упражнений. Система упражнений в диалогической речи широко
освещается в современной методической литературе [10].
При взаимосвязанном обучении различным видам речевой
деятельности наиболее результативно одновременное обучение
чтению и говорению, в частности, чтению и монологической речи.
Это объясняется тем, что монолог тяготеет к книжно-письменной
речи. По этой причине материал, предназначенный для обучения
монологу, труднее для восприятия и воспроизведения. В силу этого
целесообразно обучать монологической речи, опираясь не на
звучащий, а на печатный текст сначала по широкому профилю вуза, а
затем по профилю специальности. По мере развития и
совершенствования умений монологической речи для завершающего
этапа можно рекомендовать более сложные виды упражнений:
монолог — свободный рассказ;
устный реферат текста;
комментарий как оценка текста;
доклад с использованием нескольких источников;
презентация на тему, связанную с будущей профессией.
Умение делать презентацию в настоящее время рассматривается
как одно из ключевых коммуникативных умений, необходимых
будущему специалисту в его профессиональной деятельности для
участия во встречах и ведения переговоров. При обучении деловому
английскому языку моделируются ситуации, приближенные к