Previous Page  3 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 13 Next Page
Page Background

Обучение основным видам речевой деятельности на иностранном языке…

Гуманитарный вестник

# 1

2016 3

ков в изучающем и ознакомительном видах чтения, а также умений,

необходимых для участия в планируемой беседе.

Достижение целевых умений предполагает такую организацию

процесса обучения, при которой все виды речевой деятельности

развиваются в комплексе. Это диктуется необходимостью интенси-

фикации преподавания иностранных языков, так как повышение

эффективности учебного процесса в целом и аудиторных занятий в

частности состоит в использовании наиболее рациональных путей

обучения [3].

Одним из них является одновременное обучение различным видам

речевой деятельности — взаимосвязанное обучение. Смысл его

сводится к следующему: различные виды речевой деятельности имеют

как специфические, так и общие черты. Используя общие черты

различных видов речевой деятельности, можно, развивая определенные

умения и навыки в одном ее виде, обеспечить одновременное развитие

умений и навыков в другом. В данном случае имеет место

неосознанный перенос умений и навыков из одного вида речевой

деятельности в другой.

При комплексном взаимосвязанном обучении наметились основные

линии взаимодействия видов речевой деятельности: рецептивно-

результативный (чтение и аудирование), рецептивно-продуктивный

(чтение и говорение), продуктивно-продуктивный (говорение и

письмо). Исключительно важной является взаимосвязь чтения и устной

речи, в частности, чтения как средства для развития навыков говорения.

При чтении текста перед учащимся стоят, по крайней мере, три задачи

(часть из них может и должна осознаваться студентами, а другая

остается неосознаваемой): извлечение текстовой информации; усвоение

приемов извлечения информации из текста; усвоение языковых форм,

заложенных в тексте. При взаимосвязанном обучении речевой

деятельности используется общий языковый материал, специальная

направленность упражнений и определенное временное соотношение

работы над различными видами речевой деятельности в рамках

аудиторных занятий.

Для успешного развития умений и навыков говорения очень важ-

ны функции чтения как средство мотивированности и информатив-

ности устной речи, семантизации лексических границ, источник со-

держательной и вербальной сторон высказывания.

Устная речь в учебном виде должна, по-видимому, пониматься как

слушание или чтение, понимание и воспроизведение прослушанного

или прочитанного материала как в устной, т. е. диалогической или

монологической, так и письменной формах [4]. Говорение реализуется в

процессе устной коммуникации между двумя или более лицами. Запись

прослушанного и использование написанного текста как источника