Обучение основным видам речевой деятельности на иностранном языке…
Гуманитарный вестник
# 1
2016 3
ков в изучающем и ознакомительном видах чтения, а также умений,
необходимых для участия в планируемой беседе.
Достижение целевых умений предполагает такую организацию
процесса обучения, при которой все виды речевой деятельности
развиваются в комплексе. Это диктуется необходимостью интенси-
фикации преподавания иностранных языков, так как повышение
эффективности учебного процесса в целом и аудиторных занятий в
частности состоит в использовании наиболее рациональных путей
обучения [3].
Одним из них является одновременное обучение различным видам
речевой деятельности — взаимосвязанное обучение. Смысл его
сводится к следующему: различные виды речевой деятельности имеют
как специфические, так и общие черты. Используя общие черты
различных видов речевой деятельности, можно, развивая определенные
умения и навыки в одном ее виде, обеспечить одновременное развитие
умений и навыков в другом. В данном случае имеет место
неосознанный перенос умений и навыков из одного вида речевой
деятельности в другой.
При комплексном взаимосвязанном обучении наметились основные
линии взаимодействия видов речевой деятельности: рецептивно-
результативный (чтение и аудирование), рецептивно-продуктивный
(чтение и говорение), продуктивно-продуктивный (говорение и
письмо). Исключительно важной является взаимосвязь чтения и устной
речи, в частности, чтения как средства для развития навыков говорения.
При чтении текста перед учащимся стоят, по крайней мере, три задачи
(часть из них может и должна осознаваться студентами, а другая
остается неосознаваемой): извлечение текстовой информации; усвоение
приемов извлечения информации из текста; усвоение языковых форм,
заложенных в тексте. При взаимосвязанном обучении речевой
деятельности используется общий языковый материал, специальная
направленность упражнений и определенное временное соотношение
работы над различными видами речевой деятельности в рамках
аудиторных занятий.
Для успешного развития умений и навыков говорения очень важ-
ны функции чтения как средство мотивированности и информатив-
ности устной речи, семантизации лексических границ, источник со-
держательной и вербальной сторон высказывания.
Устная речь в учебном виде должна, по-видимому, пониматься как
слушание или чтение, понимание и воспроизведение прослушанного
или прочитанного материала как в устной, т. е. диалогической или
монологической, так и письменной формах [4]. Говорение реализуется в
процессе устной коммуникации между двумя или более лицами. Запись
прослушанного и использование написанного текста как источника