Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Обучение основным видам речевой деятельности на иностранном языке…

Гуманитарный вестник

# 1

2016 5

что особенно актуально для условий обучения в неязыковом вузе.

Таким образом, можно заключить, что умения в межкультурном

профессиональном общении в своем значительном объеме форми-

руются путем чтения разнообразной профессионально ориентиро-

ванной литературы на иностранном языке.

При изложении рекомендаций по чтению на иностранном языке в

вузе принимаются во внимание основные положения работы С.К. Фо-

ломкиной [6]. Курс начинается с обучения двум видам чтения —

ознакомительному и изучающему, так как овладение ими

необходимо специалисту для его профессиональной деятельности.

На начальном этапе обучения в вузе чтению иноязычной научно-

технической литературы по специальности изучаемый текст не

должен содержать большого количества новой, незнакомой

информации с точки зрения его содержания. На этом этапе задача

читателя-учащегося заключается в умении узнать известное ему, но

изложенное средствами другого языка. На данной ступени обучения

формируются не только языковые и речевые компетенции чтения, но

и умения, связанные с осмыслением содержания текста. Эти умения

обеспечивают глубину понимания, а следовательно, и коммуника-

тивную компетенцию чтения.

По мере перехода к последующим этапам обучения чтению

иноязычных учебно-научных текстов по специальности, все более

приближающихся к оригинальным, объем новой содержательной

информации по профилирующей дисциплине постепенно возрастает.

Основная задача конечной ступени обучения чтению — научить

студентов читать литературу с варьируемой целью (ознакомление,

поиск информации, просмотр и углубленное чтение), т. е. пользо-

ваться всевозможными комбинациями видов чтения. Кроме того,

предполагается выполнение различных видов работ с литературой по

специальности — переводы, доклады, рефераты, аннотации и т. д.

Для успешного и эффективного осуществления курса обучения

чтению необходимо решить вопрос подбора и организации тексто-

вого материала. Наряду с общими признаками, присущими любому

тексту, учебный текст имеет ряд отличительных черт, которые

обусловлены спецификой учебной коммуникации. При отборе

материала для изучающего и ознакомительного видов чтения важно

учитывать количество незнакомых (новых) слов в тексте. Если текст

содержит до 25 % незнакомых значимых слов, то его можно

использовать только для ознакомительного чтения. А если

незнакомых слов больше, то он пригоден только для изучающего

чтения.

Для обеспечения практики в изучающем, ознакомительном, а

также просмотровом и поисковом видах чтения необходимо

включение в учебные материалы специальных текстов, отражающих