Т.В. Крымцова, Е.А. Юдачева, О.Д. Дикова
2
Гуманитарный вестник
# 1
2016
недостаточное количество часов, выделяемых на языковую
подготовку в технических вузах;
неодинаковый уровень предшествующей подготовки студентов
в группах;
низкий исходный уровень владения иностранным языком у
большинства студентов;
большая наполненность учебных групп;
ограниченные сроки обучения;
некомпетентность обучающихся в их специальности в период
обязательных занятий по иностранному языку;
обилие специальностей и функциональных стилей литературы
на изучаемом иностранном языке;
отсутствие высокого уровня мотивации студентов;
отсутствие общепризнанного реестра компетенций, которые
необходимо формировать у студентов той или иной специальности, и
способов оценки уровня их сформированности [1].
Следует признать, что эффективное обучение иностранному языку
в техническом вузе сегодня возможно только в условиях реализации
основных принципов компетентностного подхода. Однако, по мнению
некоторых исследователей, работы которых посвящены определению
места компетентностного подхода среди других подходов к обучению
иностранному языку, данные условия не являются достаточными и
вызывают необходимость особой организации содержания и структуры
курса обучения.
Процесс обучения реализуется в системе занятий по иностранному
языку, предусмотренных учебными планами вузов. Система обучения
языку предполагает рациональное соотношение аудиторных, лаборатор-
ных и самостоятельных занятий, целесообразное распределение видов
работы между ними. Она лежит в основе создания всех учебно-
методических материалов, обеспечивающих учебный процесс.
Обучение иностранному языку в неязыковом вузе предусмат-
ривает достаточно высокий уровень формирования умений и
навыков в различных видах речевой деятельности: с одной стороны,
это чтение оригинальной литературы по специальности для извлече-
ния профессиональной информации, с другой — устное общение
(говорение и аудирование) на иностранном языке.
Целью первого этапа обучения является развитие коммуникатив-
ной компетенции, которая должна быть сформирована у обучаемого
по завершении второго этапа. Она необходима для «…иноязычной
деятельности по изучению и творческому осмыслению зарубежного
опыта в профилирующей и смежных областях науки и техники, а
также для делового профессионального общения» [2]. Итогом обу-
чения на втором этапе должно стать формирование умений и навы-