Гуманитарный вестник
# 1
2016 1
УДК 802.0 DOI 10.18698/2306-8477-2016-01-333
Обучение основным видам речевой деятельности
на иностранном языке студентов
инженерных специальностей
© Т.В. Крымцова, Е.А. Юдачева, О.Д. Дикова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проведен анализ специфических условий обучения иностранному языку студентов
инженерных специальностей. Особое внимание уделено комплексному взаимосвя-
занному обучению основным видам речевой деятельности. Приведены виды
упражнений и анализ текстового материала.
Ключевые слова:
рецептивный вид речевой деятельности, продуктивный вид ре-
чевой деятельности, коммуникативная компетенция, языковой материал.
Знание иностранного языка, особенно английского, имеет высо-
кую практическую значимость для успешной конкуренции на рынке
труда, является острой необходимостью в получении информации
как профессионального, так и общего характера, расценивается как
важная составляющая имиджа.
Традиционно обучение иностранному языку в неязыковом вузе
было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных
текстов, а также на изучение проблем синтаксиса научного стиля. В
настоящее же время необходимо переместить акцент в обучении на
развитие навыков речевого общения на профессиональные темы и
ведения научных дискуссий.
Цель обучения иностранному языку — развитие коммуникатив-
ной, когнитивной, языковой, информационной, социокультурной,
профессиональной и общекультурной речевой компетенций; разви-
тие и воспитание способности решать средствами иностранного язы-
ка актуальные для учащегося задачи общения и готовности к само-
стоятельному и непрерывному изучению английского языка; подго-
товка студента к профессиональному общению на иностранном
языке, что предполагает наличие у него таких речевых навыков и
умений, которые дают ему возможность по окончании курса читать
оригинальную литературу по специальности для получения необхо-
димой информации, владеть способами формирования и формулиро-
вания мыслей на иностранном языке, порождения и восприятия речи,
что позволяет принимать участие в устном общении на иностранном
языке. Реализация этой цели достаточно сложна, если вспомнить
специфические условия обучения иностранному языку в неязыковом
вузе: