Previous Page  6 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 17 Next Page
Page Background

И.В. Печенин

6

достижения равноправия для евреев России. — И. П.) защищают по

преимуществу интересы еврейской крупной буржуазии и являются

правой партией в еврействе» [25, с. 20]. В то же время следует иметь

в виду, что правое крыло в политическом спектре еврейских партий

отнюдь не было аналогично правому крылу во всем спектре полити-

ческих партий Российской империи, представленному откровенно

монархистскими националистическими силами. «Еврейскую народ-

ную партию» и Союз достижения равноправия для евреев России

скорее можно рассматривать как центристские либеральные партии,

а сионистов — как национально-освободительное движение.

Расхождения в позициях Бунда и сионизма наиболее резко про-

явились в годы Первой русской революции 1905–1907 гг. Они наме-

ренно дистанцировались друг от друга. Если сионисты стремились

представить себя защитниками

интересов всего еврейского народа,

рассматривая российское еврейство как единое целое, то Бунд опи-

рался на еврейский пролетариат, предназначал ему особую миссию,

выделял его как отдельную группу с особенностями своей нацио-

нальной идентичности.

Вопрос о еврейском пролетариате, о его характерных особенно-

стях, составе и численности неоднократно затрагивался на страницах

партийной печати Бунда. Немногочисленность еврейских наемных

рабочих, занятых на крупных предприятиях, которых в черте оседло-

сти было очень мало, компенсировалась включением в состав потенци-

альной социальной базы Бунда полупролетарских слоев еврейского

населения, в частности ремесленников. С точки зрения марксистов, они

представляли собой иную социальную категорию. Если пролетарии

были отчуждены от средств производства, то ремесленники были

собственниками своих мастерских и инструментов. Как отмечалось

на страницах «Нашего слова», «в авангарде рабочей армии… стоят

еврейские ремесленники. Их численность превышает абсолютно в 1,5

раза численность нееврейских ремесленников в черте, а отношение чис-

ла еврейских ремесленников к еврейскому населению черты в 15 раз

больше того соотношения, которое существует между нееврейскими

ремесленниками и нееврейским населением черты» [26, с. 13]. На наш

взгляд, издание Бунда намеренно утрировало вопрос о численности

этой социальной группы и завышало ее, применяя некорректные срав-

нения, используя непропорциональные и несопоставимые данные. Ев-

рейское население черты оседлости, по данным переписи 1897 г., со-

ставляло 14,8 % от всего населения (4 874 000 чел.), среди которых ре-

месленников насчитывалось только 10,28 % (500 986 чел.). Однако это

количество действительно превышало численность ремесленников

всех остальных национальностей Западного края, занятых в основ-

ном сельским хозяйством.