И.В. Печенин
6
достижения равноправия для евреев России. — И. П.) защищают по
преимуществу интересы еврейской крупной буржуазии и являются
правой партией в еврействе» [25, с. 20]. В то же время следует иметь
в виду, что правое крыло в политическом спектре еврейских партий
отнюдь не было аналогично правому крылу во всем спектре полити-
ческих партий Российской империи, представленному откровенно
монархистскими националистическими силами. «Еврейскую народ-
ную партию» и Союз достижения равноправия для евреев России
скорее можно рассматривать как центристские либеральные партии,
а сионистов — как национально-освободительное движение.
Расхождения в позициях Бунда и сионизма наиболее резко про-
явились в годы Первой русской революции 1905–1907 гг. Они наме-
ренно дистанцировались друг от друга. Если сионисты стремились
представить себя защитниками
интересов всего еврейского народа,
рассматривая российское еврейство как единое целое, то Бунд опи-
рался на еврейский пролетариат, предназначал ему особую миссию,
выделял его как отдельную группу с особенностями своей нацио-
нальной идентичности.
Вопрос о еврейском пролетариате, о его характерных особенно-
стях, составе и численности неоднократно затрагивался на страницах
партийной печати Бунда. Немногочисленность еврейских наемных
рабочих, занятых на крупных предприятиях, которых в черте оседло-
сти было очень мало, компенсировалась включением в состав потенци-
альной социальной базы Бунда полупролетарских слоев еврейского
населения, в частности ремесленников. С точки зрения марксистов, они
представляли собой иную социальную категорию. Если пролетарии
были отчуждены от средств производства, то ремесленники были
собственниками своих мастерских и инструментов. Как отмечалось
на страницах «Нашего слова», «в авангарде рабочей армии… стоят
еврейские ремесленники. Их численность превышает абсолютно в 1,5
раза численность нееврейских ремесленников в черте, а отношение чис-
ла еврейских ремесленников к еврейскому населению черты в 15 раз
больше того соотношения, которое существует между нееврейскими
ремесленниками и нееврейским населением черты» [26, с. 13]. На наш
взгляд, издание Бунда намеренно утрировало вопрос о численности
этой социальной группы и завышало ее, применяя некорректные срав-
нения, используя непропорциональные и несопоставимые данные. Ев-
рейское население черты оседлости, по данным переписи 1897 г., со-
ставляло 14,8 % от всего населения (4 874 000 чел.), среди которых ре-
месленников насчитывалось только 10,28 % (500 986 чел.). Однако это
количество действительно превышало численность ремесленников
всех остальных национальностей Западного края, занятых в основ-
ном сельским хозяйством.