Еврейская партийная пресса в Российской империи: особенности понятия…
11
тельную “непролетаризацию”» [35, с. 23–24], — отмечалось на стра-
ницах «Фолксштимме». На рубеже XIX–XX вв. в еврейской обще-
ственной мысли получила распространение так называемая теория
«непролетаризации», согласно которой в еврейской среде не могла
сформироваться значительная пролетарская прослойка, что было
обусловлено многими факторами, в том числе недостаточной кон-
центрацией еврейского населения, невостребованностью еврейского
наемного труда, непривычностью евреев к труду в большом коллек-
тиве и т. п. В журнале «Еврейское обозрение» была опубликована
статья С.О. Марголина с многозначительным названием «Разрежен-
ность населения и крупная промышленность» [36], в которой подчер-
кивалось, что «разреженное еврейское население не могло посылать
кадры рабочих ни в каменноугольные копи, ни на железоделатель-
ные, ни на вагонопрокатные заводы, предъявлявшие внезапные тре-
бования в массе рабочих в тысячи и десятки тысяч человек» [36, с. 8].
Журнал «Еврейское обозрение» был органом Еврейской народной
группы («Фолькспартей»). Именно правое крыло еврейских полити-
ческих партий взяло на вооружение идею «непролетаризации».
Современные исследователи обратили внимание на то, что на
территории черты оседлости не существовало подобных крупных
промышленных предприятий, где мог бы сформироваться массовый
еврейский фабричный пролетариат. Эли Ледерхендлер подчеркивает
оторванность потенциальных еврейских наемных рабочих от круп-
ных индустриальных центров: «Предприятия тяжелой промышлен-
ности преимущественно были расположены вне черты, и даже тек-
стильная отрасль, хотя и относительно хорошо развитая в Польше,
все же была сконцентрирована к востоку от Москвы» [16, с. 513].
«Как известно, в северо-западном крае, за исключением только двух
уездов (Пинского и Белостокского), в которых существуют кое-какие
фабрики, фабричная промышленность находится на очень низкой
степени развития» [37, с. 366], — писалось на страницах «Еврейской
библиотеки». Хотя речь шла о 1870–1880-х годах, подобная характе-
ристика была вполне применима и для последующего времени.
Еврейское население представлялось слишком разрозненным,
чтобы создать большой трудовой коллектив. В то же время счита-
лось, что евреи не могли работать бок о бок с рабочими других наци-
ональностей. «Совместное сотрудничество различных этнических
групп на одних и тех же предприятиях представляется почти невозмож-
ным в силу такого резкого различия, какое господствует среди рабочих
этих этнических групп, как во всем уровне культуры, так и в привычках,
наклонностях, традициях и т. д.», — подчеркивал С.О. Марголин в той
же статье [36, с. 6]. Между евреями и рабочими других национально-
стей нередко возникали конфликты, о чем неоднократно сообщалось
в еврейской печати [38, с. 14].