И.В. Печенин
2
Поворотной точкой в развитии западной историографии можно
считать появление в 1981 г. капитального труда Й. Френкеля [13],
определившего дальнейшее направление исследований еврейской
политической жизни. По мнению его учеников, «одной из важней-
ших характеристик исследовательского метода Френкеля является
отказ от поиска детерминистических “объективных” причин, обраще-
ние к субъективному, неоднозначному, изменчивому, человеческому.
В центре его исследования стоит человек, живущий в конкретную исто-
рическую эпоху: человек развивающийся, колеблющийся, ищущий»
[14, с. 349]. У современных западных ученых заметно стремление вы-
работать новый ракурс исследования. Они отказываются от прежних
конвенциональных положений, происходит переосмысление соци-
ального и национального факторов в развитии российского еврейства
[15], показателен отказ от классового подхода при рассмотрении со-
циальной структуры еврейского общества [16]. В данном ключе в
1990-е годы начинает развиваться и современная российская исто-
риография. Характерной особенностью является активное взаимо-
действие современных западной, российской и израильской школ.
В последние десятилетия историография быстро пополняется но-
выми работами. Тем не менее для большинства из них характерен
недостаток, уменьшающий заслуги современных историков. Так или
иначе, для всех работ характерна изначальная идеологическая задан-
ность. В данной статье мы предпримем попытку посмотреть на эту
проблему по-другому. Мы покажем, что представления о структуре
еврейского общества, о еврейской нации и ее будущем проистекали
из социально-политических доктрин отдельных партий и во многом
были умозрительны. Мы постараемся дистанцироваться от различ-
ных взглядов на эту проблему и показать, что то или иное утвержде-
ние, например, о неспособности еврейских рабочих трудиться вместе с
русскими, основывается на общих социально-политических представ-
лениях и идеологических установках. Поэтому в центре нашего внима-
ния будут системы взглядов, которые в современной науке принято
обозначать емким термином «идентичность». Изучение не фактов, а
представлений о них, создает объемную картину, лишенную недостат-
ков, характерных для научных подходов лишь в одной плоскости.
Согласно подсчетам российских политологов, на рубеже
XIX–XX вв. интересы еврейского народа представляли 10 еврейских
политических партий: Бунд, Еврейская народная группа, Еврейская
народная партия, Еврейская независимая рабочая партия, Еврейская
территориалистическая рабочая партия, Поалей-Цион, Сионистско-
социалистическая рабочая партия (ССРП), Социалистическая еврейская
рабочая партия (СЕРП) (они же сеймовцы, группа «Возрождение»),
Союз достижения равноправия для евреев России и Трудовая сио-