Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Еврейская партийная пресса в Российской империи: особенности понятия…

5

«Нашего слова» — «Классовая борьба и территориализм» [21]. Ее

автор С. Александров задается вопросом совмещения классовых и

национальных интересов. Он пишет: «Сдавленный в узких рамках

националистической еврейской политики, пролетариат не только те-

ряет почву для классовой борьбы, но изолируется от процесса поли-

тической борьбы вообще» [21, с. 16]. В этих строках слышны отголоски

давней полемики с РСДРП по вопросу структуры социал-демокра-

тического движения. Местные организации РСДРП были построены по

территориальному принципу. Они включали всех членов партии, про-

живавших в том или ином регионе, без различия национальностей,

а также сословно-социальной принадлежности.

В 1903 г. Бунд выступал с требованием выделить отдельно еврей-

ские организации и построить партию на федеративной основе —

состоящую из национальных организаций. Это требование было откло-

нено как не отвечающее принципу построения социально-демокра-

тической рабочей партии на классовой основе [22]. Ко времени рево-

люции 1905–1907 гг. эти разногласия в какой-то степени были

преодолены, и в 1906 г. Бунд снова вошел в состав РСДРП. Во время

революции он стремился дистанцироваться от остальных еврейских

партий, делавших акцент на национальной составляющей.

По сравнению с «Нашим словом», еще одно издание Бунда —

«Наша трибуна» — представляется более политизированным и по-

лемичным. Четвертый номер за 1907 г. почти целиком посвящен

предвыборной борьбе за вступление во Вторую думу, проходившей в

начале 1907 г. Номер открывается экспрессивной статьей В. Медема,

где автор отстаивает свои взгляды о месте Бунда в социал-

демократическом движении и среди остальных еврейских партий [23].

Он отметает обвинения сионистов и сионистов-социалистов в том,

что «Бунд... продался гоям» [23, с. 6], и отвечает им, что «Бунд как

был, так и остался массовой организацией еврейского пролетариата»

[23, с. 7]. В. Медем провозглашает: «Что делает Бунд? Куда зовет

Бунд? Он зовет еврейских рабочих идти по пути, отличному от пути

буржуазных слоев еврейства; он зовет еврейскую бедноту порвать

пуповину, связывающую ее с политикой кагальных гвиров (Медем име-

ет в виду, что раньше еврейская политика определялась кагалами —

общинными институтами, в которых ведущую роль играли гвиры (геве-

ры) — наиболее богатые и влиятельные члены общины. — И. П.). Он

раскалывает еврейский народ. Вернее, он учитывает в политике тот

раскол, который совершается в гуще народной жизни. Он зовет про-

менять национальное единство на единство класса» [23, с. 8].

Бунд вел активную полемику со своими политическими оппонен-

тами [24, 25]. «Наша трибуна» позиционирует своих политических

противников именно как правые партии: «Достигатели» (cоюз для