Еврейская партийная пресса в Российской империи: особенности понятия…
5
«Нашего слова» — «Классовая борьба и территориализм» [21]. Ее
автор С. Александров задается вопросом совмещения классовых и
национальных интересов. Он пишет: «Сдавленный в узких рамках
националистической еврейской политики, пролетариат не только те-
ряет почву для классовой борьбы, но изолируется от процесса поли-
тической борьбы вообще» [21, с. 16]. В этих строках слышны отголоски
давней полемики с РСДРП по вопросу структуры социал-демокра-
тического движения. Местные организации РСДРП были построены по
территориальному принципу. Они включали всех членов партии, про-
живавших в том или ином регионе, без различия национальностей,
а также сословно-социальной принадлежности.
В 1903 г. Бунд выступал с требованием выделить отдельно еврей-
ские организации и построить партию на федеративной основе —
состоящую из национальных организаций. Это требование было откло-
нено как не отвечающее принципу построения социально-демокра-
тической рабочей партии на классовой основе [22]. Ко времени рево-
люции 1905–1907 гг. эти разногласия в какой-то степени были
преодолены, и в 1906 г. Бунд снова вошел в состав РСДРП. Во время
революции он стремился дистанцироваться от остальных еврейских
партий, делавших акцент на национальной составляющей.
По сравнению с «Нашим словом», еще одно издание Бунда —
«Наша трибуна» — представляется более политизированным и по-
лемичным. Четвертый номер за 1907 г. почти целиком посвящен
предвыборной борьбе за вступление во Вторую думу, проходившей в
начале 1907 г. Номер открывается экспрессивной статьей В. Медема,
где автор отстаивает свои взгляды о месте Бунда в социал-
демократическом движении и среди остальных еврейских партий [23].
Он отметает обвинения сионистов и сионистов-социалистов в том,
что «Бунд... продался гоям» [23, с. 6], и отвечает им, что «Бунд как
был, так и остался массовой организацией еврейского пролетариата»
[23, с. 7]. В. Медем провозглашает: «Что делает Бунд? Куда зовет
Бунд? Он зовет еврейских рабочих идти по пути, отличному от пути
буржуазных слоев еврейства; он зовет еврейскую бедноту порвать
пуповину, связывающую ее с политикой кагальных гвиров (Медем име-
ет в виду, что раньше еврейская политика определялась кагалами —
общинными институтами, в которых ведущую роль играли гвиры (геве-
ры) — наиболее богатые и влиятельные члены общины. — И. П.). Он
раскалывает еврейский народ. Вернее, он учитывает в политике тот
раскол, который совершается в гуще народной жизни. Он зовет про-
менять национальное единство на единство класса» [23, с. 8].
Бунд вел активную полемику со своими политическими оппонен-
тами [24, 25]. «Наша трибуна» позиционирует своих политических
противников именно как правые партии: «Достигатели» (cоюз для