И.В. Печенин
8
В журнале «Еврейская жизнь» ряд статей посвящен вопросам си-
онизма, территориализма, Палестине. Они составляют подавляющую
часть публицистических статей, лишь несколько публикаций в номе-
рах — это художественные произведения. Однако и их характер
(среди них рассказы Шолома Аша, стихотворения Семена Фруга,
проникнутые националистическими настроениями) говорит о явных
симпатиях к сионизму. Среди постоянных сотрудников, чьи статьи
появлялись почти в каждом номере журнала, можно назвать видных
идеологов и глашатаев сионизма: В. Жаботинского, Ахад-Гаама
(У.И. Гинцберга), М. Усышкина, Б. Борохова.
На страницах «Еврейской жизни» представлено сионистское ви-
дение концепции еврейской идентичности. Не только передовые ста-
тьи, но и критика и библиография, являвшиеся своего рода приложе-
нием к основному содержанию журнала, отражают сионистскую
концепцию. «Raison d’etre (смысл существования (фр.). — И. П.) ев-
рейского существования стали усматривать не в монотеизме и этике
юдаизма, а исключительно в том, что еврейский народ
существует
(курсив мой. — И. П.) и хочет продолжать свое существование» [29,
с. 150]. В другой аналитической статье провозглашается, что «еврей-
ский народ может возродиться только благодаря своим собственным
усилиям – вот основная точка зрения сионистов» [30, с. 145].
Журнал «Книжки «Восхода», в отличие от остальных изданий, не
был сугубо партийным органом. В нем нет декларативных лозунгов и
гораздо больше места отведено художественным и беллетристиче-
ским произведениям. Однако в аналитических статьях можно встре-
тить высказывания, почти дословно повторявшие цитированные
выше рассуждения из «Еврейской жизни»: «…непонимание истори-
ческой судьбы евреев в диаспоре обусловливается тем, что на евреев
все еще продолжают смотреть как на представителей определенных
религиозных верований, а не как на представителей отдельной
народности, связанных между собою историческим прошлым и об-
щими надеждами на будущее, народности, в основу жизни которой
положены одинаковые культурные идеалы, вся деятельность которой
в продолжение 18 столетий была именно направлена на сохранение
духовных форм своей прошлой независимой национальной жизни,
народности, маскировавшей свое неискоренимое стремление к со-
хранению своей национальной целостности и независимости оболоч-
кой религиозности» [31, с. 96]. В обоих изданиях акцент делается на
национальной составляющей, провозглашается национальное един-
ство еврейского народа, непрерывность его истории с библейских
времен.
По мнению сионистов, между различными социальными группа-
ми еврейства не должно быть антагонистических противоречий, так