И.В. Печенин
10
лов» [32, с. 98]. Речь шла о тех же 500 986 ремесленниках. Но если для
Бунда это был «авангард рабочей армии», то для сионистов — это про-
сто люди, чьи социальные проблемы нужно решить, причем согласно
их доктрине, «…еврейский рабочий вопрос не разрешается общим ра-
бочим вопросом тех стран, где евреи живут; он может быть разрешен
лишь тогда, когда еврейский народ образует самостоятельное общество
на собственной территории» [10, с. 345]. В сущности и у Бунда, и у сио-
нистов-социалистов была одна и та же социальная база, поэтому им
приходилось прикладывать максимум усилий, чтобы привлечь еврей-
ских трудящихся на свою сторону, переманить их у своих политических
оппонентов. По замечанию Й. Френкеля, еврейские социалистические
партии «взывали, пусть и с различных позиций, к одному и тому же
общественному слою, старались заручиться поддержкой одного и того
же контингента: пролетариата, бедноты, интеллигенции (включая «по-
луинтеллигенцию») и молодежи. И при этом они находились в состоя-
нии постоянной полемики и соперничества, нападая — и влияя — друг
на друга. Политические границы этого особого мира с точностью про-
вести невозможно…» [34, с. 694–695].
Не столь многочисленный лагерь сионистов-социалистов был
раздираем противоречивыми устремлениями. «Две партии, “Поалей-
Цион” и “Га-поэль га-цаир”, различались во множестве отношений.
Одна была в 1906–1907 гг. марксистской, бороховистской (по имени
Бера Борохова (1881–1917) — лидера Поалей-Цион. — И. П.) и пол-
ной решимости печатать свою литературу на идише; другая была во-
люнтаристской, действовала в традициях Усышкина и Ахад Гаама и
крепко держалась за иврит» [34, с. 701]. В этом противопоставлении
можно усмотреть отголоски «войны языков». По мнению Б. Харшав,
«язык идеологически нейтрален и представляет удобную площадку
для переключения от абстрактного к конкретному: от идеологии к
литературе, культурной деятельности, образованию и т. д. Два еврей-
ских языка, пронизывавшие все эти сферы, создавали чувство нацио-
нального единства и идентичности» [18, с. 196]
Одним из сионистских социалистических изданий был журнал
«Фолксштимме» («Голос народа», идиш) — печатный орган сеймов-
цев. Они старались отмежеваться от социал-демократов: «Нередко о
руководителях и теоретиках сионистов-социалистов говорят, что они
по всем социальными вопросам, а также и по национальному вопросу
в целом стоят на тех же позициях, что и российская социал-
демократическая партия, и отличны от них только в том, что они яв-
ляются территориалистами в еврейском вопросе» [35, с. 23].
В отличие от социал-демократов сионисты смотрели совершенно
по-другому на социальную структуру еврейского общества. «Когда
сионисты-социалисты выступили на политической сцене, они заложили
первый камень теоретического фундамента своего движения — созна-