Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

И.В. Печенин

10

лов» [32, с. 98]. Речь шла о тех же 500 986 ремесленниках. Но если для

Бунда это был «авангард рабочей армии», то для сионистов — это про-

сто люди, чьи социальные проблемы нужно решить, причем согласно

их доктрине, «…еврейский рабочий вопрос не разрешается общим ра-

бочим вопросом тех стран, где евреи живут; он может быть разрешен

лишь тогда, когда еврейский народ образует самостоятельное общество

на собственной территории» [10, с. 345]. В сущности и у Бунда, и у сио-

нистов-социалистов была одна и та же социальная база, поэтому им

приходилось прикладывать максимум усилий, чтобы привлечь еврей-

ских трудящихся на свою сторону, переманить их у своих политических

оппонентов. По замечанию Й. Френкеля, еврейские социалистические

партии «взывали, пусть и с различных позиций, к одному и тому же

общественному слою, старались заручиться поддержкой одного и того

же контингента: пролетариата, бедноты, интеллигенции (включая «по-

луинтеллигенцию») и молодежи. И при этом они находились в состоя-

нии постоянной полемики и соперничества, нападая — и влияя — друг

на друга. Политические границы этого особого мира с точностью про-

вести невозможно…» [34, с. 694–695].

Не столь многочисленный лагерь сионистов-социалистов был

раздираем противоречивыми устремлениями. «Две партии, “Поалей-

Цион” и “Га-поэль га-цаир”, различались во множестве отношений.

Одна была в 1906–1907 гг. марксистской, бороховистской (по имени

Бера Борохова (1881–1917) — лидера Поалей-Цион. — И. П.) и пол-

ной решимости печатать свою литературу на идише; другая была во-

люнтаристской, действовала в традициях Усышкина и Ахад Гаама и

крепко держалась за иврит» [34, с. 701]. В этом противопоставлении

можно усмотреть отголоски «войны языков». По мнению Б. Харшав,

«язык идеологически нейтрален и представляет удобную площадку

для переключения от абстрактного к конкретному: от идеологии к

литературе, культурной деятельности, образованию и т. д. Два еврей-

ских языка, пронизывавшие все эти сферы, создавали чувство нацио-

нального единства и идентичности» [18, с. 196]

Одним из сионистских социалистических изданий был журнал

«Фолксштимме» («Голос народа», идиш) — печатный орган сеймов-

цев. Они старались отмежеваться от социал-демократов: «Нередко о

руководителях и теоретиках сионистов-социалистов говорят, что они

по всем социальными вопросам, а также и по национальному вопросу

в целом стоят на тех же позициях, что и российская социал-

демократическая партия, и отличны от них только в том, что они яв-

ляются территориалистами в еврейском вопросе» [35, с. 23].

В отличие от социал-демократов сионисты смотрели совершенно

по-другому на социальную структуру еврейского общества. «Когда

сионисты-социалисты выступили на политической сцене, они заложили

первый камень теоретического фундамента своего движения — созна-