Еврейская партийная пресса в Российской империи: особенности понятия…
3
нистская партия Цейре-Цион [17, с. 727–739]. Американский ученый
Б. Харшав перечисляет всю палитру идеологий, «сформулировавших
все возможные пути и комбинации возможных путей для решения
собственно еврейских и/или общечеловеческих проблем. Сюда отно-
сились всевозможные разновидности
анархизма
и
социализма
(в осо-
бенности Бунд);
сеймизм
(т. е. “парламентаризм”, выступавший за
создание отдельных еврейских парламентов);
автономизм
и группа
«Возрождение», всячески пропагандировавшие политическую и
культурную автономию в диаспоре;
территориализм
, выступавший
за еврейское государство за пределами
Эрец Исраэль
…; все оттенки
сионизма
; несколько идеологически враждебных друг другу разно-
видностей
социалистического сионизма
(просоветские левые маркси-
сты, антисоветские левые марксисты, фрейдистские левые маркси-
сты, социал-демократические антимарксисты, толстовские аграрные
социалисты, идишисты); сионистское религиозное движение (
Мизра-
хи
) и антисионистское религиозное движение (
Агудас Исроэль
); их
рабочие разновидности (
Ха-Поэль Ха-Мизрахи
и
Поалей Агудат
Исраэль
); а также широкое еврейское присутствие в общих полити-
ческих движениях, особенно в социалистическом и коммунистиче-
ском движениях. У всех этих партий были молодежные ветви, часто
идеологически независимые и отступавшие от линии “взрослой” пар-
тии» [18, с. 72–73].
По словам И. Маора, «между сионистами и членами Бунда име-
лись серьезные расхождения во взглядах на само понятие еврейской
национальности» [19, с. 370]. Следует иметь в виду, что сионистское
движение отличалось крайней неоднородностью, по многим вопро-
сам имелись расхождения, у отдельных идеологов Бунда также были
разногласия во взглядах, другие еврейские партии, в частности Ев-
рейская народная группа («Фолькспартей»), вырабатывали собствен-
ные позиции.
Еврейская партийная пресса насчитывала довольно длительную
историю (начиная от первого социалистического издания «Гаэмет»
(«Правда», иврит) 1877–1878 гг. и кончая уже послереволюционными
изданиями Бунда и сионистов). Но наиболее полно партийная идео-
логия отражалась в прессе в годы Первой русской революции 1905–
1907 гг. В условиях ослабления цензурных ограничений и легализа-
ции политических союзов стало возможным открыто выражать свои
убеждения, оказывать влияние на потенциальных избирателей.
За время революции 1905–1907 гг., по нашим подсчетам, выхо-
дило 41 еврейское издание на русском языке, 41 — на идиш и 18 на
иврите. Разумеется, не все они могут быть причислены к партийной
прессе. Некоторые из них, вроде варшавской газеты «Роман-цайтунг»
(«Роман-газета», идиш) (1907–1908), не были политическими орга-