Previous Page  12 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 17 Next Page
Page Background

И.В. Печенин

12

Даже еврейские фабриканты зачастую не принимали евреев-

рабочих на свои предприятия, предпочитая нанимать христиан. «Не

подлежит сомнению, что еврейские фабриканты избегают еврейского

труда и предпочитают христианских рабочих. Обыкновенно объясняет-

ся это явление тем, что еврейские рабочие более революционны, что их

классовое самосознание более развито, и фабриканты предпочитают

лучше иметь дело с более уступчивым христианским элементом»

[39, с. 7], — писал все тот же С.О. Марголин, теперь уже в антисионист-

ском журнале «Новый Восход». Впадая в некоторое противоречие, он

усматривал и другие причины невостребованности еврейского наемного

труда: «Еврейский фабрикант избегает еврейского рабочего не потому,

что он видит в нем более яркого представителя интересов противо-

положного класса, а скорее потому, что видит в нем представителя

более близкого его собственному классу. Ибо в силу большей разви-

тости коммерческих способностей и наклонностей у всего еврейского

населения, а в том числе и у еврейского рабочего, этот последний бо-

лее близок к предпринимательскому классу» [39, с. 9].

В рамках идеологии сионизма выработалось совершенно особое

видение социальной структуры еврейского общества. Сионисты при-

знавали наличие общих интересов у еврейского пролетариата, интел-

лигенции и буржуазии. Поэтому в сионизме сложилось свое видение

еврейской идентичности. По мнению сионистских идеологов, клас-

совый антагонизм должен был заглушаться осознанием националь-

ного единства еврейского народа. Классовые интересы должны быть

подчинены национальным.

К началу XX в. в Российской империи сложилась обширная, раз-

витая система партийной прессы, широко освещавшей вопросы по-

литической жизни российского еврейства, отражавшей политические

доктрины еврейских партий. На страницах газет и журналов были

наглядно выражены концепции еврейской национальной и социальной

идентичности, которые, являясь неотъемлемой и принципиальной

частью данных идеологий, по-разному понимались в различных поли-

тических доктринах. Общим в них было то, что они рассматривали

еврейство на светском уровне, еврейство воспринималось Бундом и

сионистами не как сугубо религиозная общность, а как полноценная

нация. Однако идентичность включает в себя также и социальный ком-

понент, и в этом пункте проявлялись идеологические расхождения:

если сионисты рассматривали еврейство как единый социум, то для

Бунда еврейская нация была разделена на буржуазию и пролетариат.

Каждая партия видела то, что хотела увидеть.

Поэтому будущее еврейского народа представлялось по-разному.

Идеологи Бунда считали, что еврейские рабочие постепенно ассими-

лируются, сольются с широкими пролетарскими слоями, и это каза-

лось им естественным процессом. Сионисты, напротив, говорили о