И.В. Печенин
12
Даже еврейские фабриканты зачастую не принимали евреев-
рабочих на свои предприятия, предпочитая нанимать христиан. «Не
подлежит сомнению, что еврейские фабриканты избегают еврейского
труда и предпочитают христианских рабочих. Обыкновенно объясняет-
ся это явление тем, что еврейские рабочие более революционны, что их
классовое самосознание более развито, и фабриканты предпочитают
лучше иметь дело с более уступчивым христианским элементом»
[39, с. 7], — писал все тот же С.О. Марголин, теперь уже в антисионист-
ском журнале «Новый Восход». Впадая в некоторое противоречие, он
усматривал и другие причины невостребованности еврейского наемного
труда: «Еврейский фабрикант избегает еврейского рабочего не потому,
что он видит в нем более яркого представителя интересов противо-
положного класса, а скорее потому, что видит в нем представителя
более близкого его собственному классу. Ибо в силу большей разви-
тости коммерческих способностей и наклонностей у всего еврейского
населения, а в том числе и у еврейского рабочего, этот последний бо-
лее близок к предпринимательскому классу» [39, с. 9].
В рамках идеологии сионизма выработалось совершенно особое
видение социальной структуры еврейского общества. Сионисты при-
знавали наличие общих интересов у еврейского пролетариата, интел-
лигенции и буржуазии. Поэтому в сионизме сложилось свое видение
еврейской идентичности. По мнению сионистских идеологов, клас-
совый антагонизм должен был заглушаться осознанием националь-
ного единства еврейского народа. Классовые интересы должны быть
подчинены национальным.
К началу XX в. в Российской империи сложилась обширная, раз-
витая система партийной прессы, широко освещавшей вопросы по-
литической жизни российского еврейства, отражавшей политические
доктрины еврейских партий. На страницах газет и журналов были
наглядно выражены концепции еврейской национальной и социальной
идентичности, которые, являясь неотъемлемой и принципиальной
частью данных идеологий, по-разному понимались в различных поли-
тических доктринах. Общим в них было то, что они рассматривали
еврейство на светском уровне, еврейство воспринималось Бундом и
сионистами не как сугубо религиозная общность, а как полноценная
нация. Однако идентичность включает в себя также и социальный ком-
понент, и в этом пункте проявлялись идеологические расхождения:
если сионисты рассматривали еврейство как единый социум, то для
Бунда еврейская нация была разделена на буржуазию и пролетариат.
Каждая партия видела то, что хотела увидеть.
Поэтому будущее еврейского народа представлялось по-разному.
Идеологи Бунда считали, что еврейские рабочие постепенно ассими-
лируются, сольются с широкими пролетарскими слоями, и это каза-
лось им естественным процессом. Сионисты, напротив, говорили о