Еврейская партийная пресса в Российской империи: особенности понятия…
9
как они объединены общими социальными интересами: «Там, где ев-
рейский пролетариат пользуется политической свободой, его нацио-
нальная способность “создавать понятия и оперировать ими” дает
ему возможность сознательно относиться к политической пропаганде,
и еврейская интеллигенция, одаренная той же способностью, должна
сознавать свое духовное сродство с пролетариатом» [32, с. 107].
И в России, и в других странах сионистское движение отличалось
крайней неоднородностью. Среди различных направлений в составе
сионистского движения отдельного внимания заслуживает социали-
стический сионизм, пытавшийся найти компромисс и совместить
национальные и классовые интересы еврейского населения. Эту
идеологию разделяли многие еврейские политические партии и
кружки, возникшие в эпоху революции 1905–1907 гг. К ним можно
отнести Поалей-Цион, СЕРП, ССРП и ряд других, более мелких пар-
тий. Все они издавали свои печатные органы. Возникла особая под-
группа социалистической сионистской прессы. Как утверждает
Н. Сэвэр, «периодические издания сионистов-социалистов, поалей-
ционистов и серпистов с 1905 по 1907 г. выходили под 20 различны-
ми наименованиями» [12, с. 39].
В качестве примера особой подгруппы социалистической сио-
нисткой прессы обратимся к газете «Еврейская рабочая хроника»,
выходившей в 1905–1906 гг. в Полтаве. В статье «Наша платформа»
[33], представлявшей собой по сути программу Поалей-Цион и зани-
мавшей бóльшую часть номера газеты, доказывается непримири-
мость двух позиций буржуазного и пролетарского сионизма. В статье
критикуется позиция сеймовцев и предпринимается попытка изобра-
зить динамику развития еврейской политической мысли: «Возрож-
денский автор не постигает, что сионизм не одно движение, а два
движения, что развитие буржуазного сионизма идет от маскилизма
(гаскалы — идеологии еврейского Просвещения. — И. П.), через па-
лестинофильство и ахад-гаамизм (по имени Ахад-Гаама — идеолога
духовного сионизма. — И. П.) к политическому сионизму; что разви-
тие пролетарского сионизма, совершенно самостоятельное, идет от
первобытного космополитизма через бундовский автономизм и тер-
риториализм сионистов-социалистов к реалистическому, конкретно-
му территориализму Поалей-Цион» [33, с. 21].
Интересно рассмотреть точку зрения сионистов на социальные
проблемы еврейского общества: «Рядом с еврейскими торговцами
совершенно пролетаризируются еврейские ремесленники. В черте
еврейской оседлости насчитывается 500 986 еврейских ремесленни-
ков (вместе с подмастерьями и учениками), которые обслуживают
почти одних только городских потребителей и большинство которых
опирается на костыли мелкой торговли и всяких случайных промыс-