Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Еврейская партийная пресса в Российской империи: особенности понятия…

9

как они объединены общими социальными интересами: «Там, где ев-

рейский пролетариат пользуется политической свободой, его нацио-

нальная способность “создавать понятия и оперировать ими” дает

ему возможность сознательно относиться к политической пропаганде,

и еврейская интеллигенция, одаренная той же способностью, должна

сознавать свое духовное сродство с пролетариатом» [32, с. 107].

И в России, и в других странах сионистское движение отличалось

крайней неоднородностью. Среди различных направлений в составе

сионистского движения отдельного внимания заслуживает социали-

стический сионизм, пытавшийся найти компромисс и совместить

национальные и классовые интересы еврейского населения. Эту

идеологию разделяли многие еврейские политические партии и

кружки, возникшие в эпоху революции 1905–1907 гг. К ним можно

отнести Поалей-Цион, СЕРП, ССРП и ряд других, более мелких пар-

тий. Все они издавали свои печатные органы. Возникла особая под-

группа социалистической сионистской прессы. Как утверждает

Н. Сэвэр, «периодические издания сионистов-социалистов, поалей-

ционистов и серпистов с 1905 по 1907 г. выходили под 20 различны-

ми наименованиями» [12, с. 39].

В качестве примера особой подгруппы социалистической сио-

нисткой прессы обратимся к газете «Еврейская рабочая хроника»,

выходившей в 1905–1906 гг. в Полтаве. В статье «Наша платформа»

[33], представлявшей собой по сути программу Поалей-Цион и зани-

мавшей бóльшую часть номера газеты, доказывается непримири-

мость двух позиций буржуазного и пролетарского сионизма. В статье

критикуется позиция сеймовцев и предпринимается попытка изобра-

зить динамику развития еврейской политической мысли: «Возрож-

денский автор не постигает, что сионизм не одно движение, а два

движения, что развитие буржуазного сионизма идет от маскилизма

(гаскалы — идеологии еврейского Просвещения. — И. П.), через па-

лестинофильство и ахад-гаамизм (по имени Ахад-Гаама — идеолога

духовного сионизма. — И. П.) к политическому сионизму; что разви-

тие пролетарского сионизма, совершенно самостоятельное, идет от

первобытного космополитизма через бундовский автономизм и тер-

риториализм сионистов-социалистов к реалистическому, конкретно-

му территориализму Поалей-Цион» [33, с. 21].

Интересно рассмотреть точку зрения сионистов на социальные

проблемы еврейского общества: «Рядом с еврейскими торговцами

совершенно пролетаризируются еврейские ремесленники. В черте

еврейской оседлости насчитывается 500 986 еврейских ремесленни-

ков (вместе с подмастерьями и учениками), которые обслуживают

почти одних только городских потребителей и большинство которых

опирается на костыли мелкой торговли и всяких случайных промыс-