Previous Page  8 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 10 Next Page
Page Background

Е.В. Полтавец

8

5. Автор статьи отмечает преимущества данного метода: он не требует

…, однако при этом процесс образования … идет …, а количество получа-

емого продукта … .

Задание 7.

На основе плана и аннотации напишите краткое изложение

текста, используя стандартные речевые конструкции.

В статье автор останавливается на проблеме …; автор приводит пример

использования …; в статье приводятся …; дается …; сущность вышеизло-

женного сводится к … [6].

К тексту относятся три предтекстовых и четыре послетекстовых

задания. Предтекстовые — собственно когнитивные, при их выпол-

нении студентов должны осуществить следующие операции: во-

первых, внимательно прочитать текст и выделить наиболее существен-

ное в его содержании (т. е. провести предварительную ориентировку в

условиях будущей деятельности); во-вторых, определить алгоритм

дальнейших действий (произвести планирование); в-третьих, произве-

сти собственно действия:

1)

создать краткую, но точную характеристику содержания

текста (заголовок);

2)

восстановить по памяти или с помощью справочной

литературы (пособия) характеристики функционально-смысловых

типов речи, а также стилей речи;

3)

графически оформить (записать) выполненные задания;

4)

провести проверку полученного результата, а также скоррек-

тировать его (осуществить самоконтроль и самокоррекцию).

При выполнении четвертого (послетекстового) задания студенты

должны вначале сопоставить пункты плана с содержанием текста,

т. е. провести аналитическую операцию, выделяя значимые части

текста и сопоставляя их с пунктами плана (когнитивные действия), а

затем записать пункты плана в правильной последовательности

(имитативные действия). Пятое задание функционально соответству-

ет четвертому, но осложнено проблемой выбора правильного вариан-

та из нескольких возможных, что соответствует принципу развиваю-

щего обучения. Выполнение шестого задания также предусматривает

соединение имитативных и когнитивных действий, поскольку студенты

в процессе работы воспроизводят уже готовый текст, но дополняют его

необходимыми по смыслу словами, употребляя их в соответствующих

речевой ситуации грамматических формах. В седьмом задании доля

имитативных действий невелика — студенты должны употребить в со-

здаваемом ими тексте стандартные речевые конструкции, являющие-

ся как бы «канвой» будущего микроизложения. Аутентичный же

текст изложения студенты создают, анализируя текст-первоисточник и

относящиеся к нему тезис, план, аннотацию. При выполнении данного

задания также реализуется принцип развивающего обучения: от подра-

жания (воспроизведения) к осознанному самостоятельному действию.