Е.В. Полтавец
8
5. Автор статьи отмечает преимущества данного метода: он не требует
…, однако при этом процесс образования … идет …, а количество получа-
емого продукта … .
Задание 7.
На основе плана и аннотации напишите краткое изложение
текста, используя стандартные речевые конструкции.
В статье автор останавливается на проблеме …; автор приводит пример
использования …; в статье приводятся …; дается …; сущность вышеизло-
женного сводится к … [6].
К тексту относятся три предтекстовых и четыре послетекстовых
задания. Предтекстовые — собственно когнитивные, при их выпол-
нении студентов должны осуществить следующие операции: во-
первых, внимательно прочитать текст и выделить наиболее существен-
ное в его содержании (т. е. провести предварительную ориентировку в
условиях будущей деятельности); во-вторых, определить алгоритм
дальнейших действий (произвести планирование); в-третьих, произве-
сти собственно действия:
1)
создать краткую, но точную характеристику содержания
текста (заголовок);
2)
восстановить по памяти или с помощью справочной
литературы (пособия) характеристики функционально-смысловых
типов речи, а также стилей речи;
3)
графически оформить (записать) выполненные задания;
4)
провести проверку полученного результата, а также скоррек-
тировать его (осуществить самоконтроль и самокоррекцию).
При выполнении четвертого (послетекстового) задания студенты
должны вначале сопоставить пункты плана с содержанием текста,
т. е. провести аналитическую операцию, выделяя значимые части
текста и сопоставляя их с пунктами плана (когнитивные действия), а
затем записать пункты плана в правильной последовательности
(имитативные действия). Пятое задание функционально соответству-
ет четвертому, но осложнено проблемой выбора правильного вариан-
та из нескольких возможных, что соответствует принципу развиваю-
щего обучения. Выполнение шестого задания также предусматривает
соединение имитативных и когнитивных действий, поскольку студенты
в процессе работы воспроизводят уже готовый текст, но дополняют его
необходимыми по смыслу словами, употребляя их в соответствующих
речевой ситуации грамматических формах. В седьмом задании доля
имитативных действий невелика — студенты должны употребить в со-
здаваемом ими тексте стандартные речевые конструкции, являющие-
ся как бы «канвой» будущего микроизложения. Аутентичный же
текст изложения студенты создают, анализируя текст-первоисточник и
относящиеся к нему тезис, план, аннотацию. При выполнении данного
задания также реализуется принцип развивающего обучения: от подра-
жания (воспроизведения) к осознанному самостоятельному действию.